В городе-курорте Эйлате, самой южной точке Израиля на берегу Красного моря, знаменитом коралловыми рифами, завершился Второй фестиваль Мариинского театра – Red Sea International Music Festival. Два дневных камерных концерта – в конференц-зале одного из отелей и зале кинотеатра – и три вечерних концерта солистов, оркестра и хора под руководством Валерия Гергиева в зале «Ангар» в порту прошли при аншлагах.
Несмотря на импровизированный характер зала – вполне вместительного, но изначально предназначенного отнюдь не для концертов классической музыки (такого в Эйлате еще не построили), а вовсе для крупногабаритной техники на охраняемой территории порта, события собирали цвет местного общества. Повторяющиеся из вечера в вечер одни и те же лица в зале говорили о том, что большая часть приехала на весь фестиваль, сосредоточившийся вокруг уикенда – с четверга по субботу.
Для артистов из Петербурга местные двадцать градусов выше нуля, сопровождавшиеся мягким солнцем, стали вариантом мини-каникул – при всем рабочем характере мероприятия. Ведь каждый новый город и страна, появляющиеся на гастрольной карте Мариинского театра, при единстве главной цели – расширении географии присутствия – выполняют подчас и дополнительные функции, среди которых познавательно-отдыхательная не только может, но и должна занимать далеко не последнее место.
Программа фестиваля включала концертное исполнение опер «Золотой петушок» Римского-Корсакова и «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, а также Реквием Верди. Диапазон русского, французского и итальянского стилей предъявил заморской публике максимум возможностей оркестра, хора и солистов Мариинского театра. Особенно эффектно на открытии фестиваля на древней земле библейских мудрецов звучали ориенталии «Золотого петушка»: явления Звездочета и в особенности Шемаханской царицы. Низкие акустические способности «зала» не могли донести до не знающего этой музыки слушателя всех фантастических тонкостей искусной звукописи, которую вместе с Валерием Гергиевым мастерски затеяла исполнительница Шемаханки – Ольга Трифонова, показавшая в тот вечер головокружительную высоту своего вокального искусства. На высоте была и колоратурная эквилибристика Оксаны Шиловой в партии Золотого петушка. Молодой Алексей Тановицкий щедро делился не только собственной артистической мощью, но и мощью русского баса, правда, в сатирическом амплуа русского горе-царя Дадона.
Ренессансно-романтический размах оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» для многих слушателей также был открытием фестиваля. Здесь в равной степени можно было дивиться и перипетиям детективного сюжета, и избыточно нарядной музыке с изобилием «технических» звуковых изобретений французского антивагнерианца, и сильным голосам русских солистов, мастерски подобранных для стилистически выдержанного ансамбля. Это и настоящий, высокой академической пробы тенор Августа Амонова, выдержавший одну из сложнейших, кровавых партий заглавного героя, и крепкое – объемное и экспрессивное – меццо-сопрано магнетически обаятельной Екатерины Семенчук (Асканио), которая с первых же минут своего пения взяла не самую простую публику на свете, и волнующее драматическое сопрано Екатерины Поповой (Тереза). Кульминацией трех вечеров стал Реквием Верди. Закрывавшая фестиваль, эта музыка с ее слишком человеческими стенаниями и мольбами звучала с особой, неизъяснимой силой и предостережением за несколько часов до наступления Рождества. И хор, и оркестр, и в особенности каждый из четырех солистов – сопрано Ольга Кондина, Екатерина Семенчук, бас Эдуард Цанга и тенор Сергей Семишкур – согласно статусу жанра явили в Реквиеме высоты духа. При таком раскладе сил Валерий Гергиев вновь казался дирижером мира.
Эйлат–Санкт-Петербург