Новогодние праздники не балуют нашего брата меломана, что вполне объяснимо – музыканты тоже имеют право на отдых в семейном кругу. Кроме того, организаторы концертов резонно опасаются, что в эти дни залы будут пустовать по причине давней склонности большей части населения к многодневным возлияниям вкупе с манерой меньшей части уезжать из Москвы на время каникул и праздников.
Однако любители музыки жадно ловят каждое событие и во времена всеобщего расслабления – свидетельством тому переполненный три дня подряд Концертный зал имени Чайковского на международном джазовом фестивале «Magic Mushrooms» («Волшебные грибы»), организованном Московской филармонией и известными музыкантами, братьями Андреем и Михаилом Ивановыми. В программе заявлены настоящие знаменитости: бельгийский саксофонист Франк Ваганэ, российские исполнители, получившие мировое признание, трубач Валерий Пономарев, перкуссионист Юрий Генбачев, гобоист Алексей Уткин, вокальная группа «A’Capella ExpreSSS».
Братья Ивановы замышляли фестиваль как смешение стилей и парад контрастов – концерт-закрытие элегантно подчеркнул этот замысел, поскольку трудно найти явления более несхожие, чем гламурная, идеально отлаженная в интонациях и жестах вокальная группа, с одной стороны, и несколько разношерстный (по возрасту, одежде, манере игры) инструментальный ансамбль – с другой.
Рождение на свет и творчество «A’Capella ExpreSSS» инспирировано великим американским квартетом «Манхэттэн Трансфер» и легендарным Бобби Макферином, что всячески подчеркивают сами музыканты. Российские вокалисты оказались достойными учениками и сегодня вполне сопоставимы по уровню мастерства со своими кумирами. С неизменным восторгом принимала публика не только джазовые хиты, но и грузинский фольклор, попурри на темы Моцарта и группы «АББА»... Правда, показалось, что музыка Моцарта и «АББА» чуть воспротивились вторжению – в итоге вместо джазовых версий получились скорее вокальные переложения.
После стильных черно-желтых костюмов и светских манер «A’Capella ExpreSSS», словно сошедших с глянцевой обложки, «Новые посланники джаза» Пономарева и вправду казались пришельцами из другого мира, незнакомого с назойливым самопиаром и светскими вечеринками. Квартет собран выдающимся трубачом буквально со всей России – один из музыкантов родом из Сибири, другой из Тамбова. Однако именно этим антигламурным людям было суждено наполнить зал подлинной атмосферой джаза, а затем взорвать его бешеной овацией. Виной всему – личность Пономарева, русского американца, много лет игравшего в одном из самых знаменитых джазовых коллективов мира – ансамбле Арта Блэйки, неповторимый тембр пономаревской трубы, его сумасшедший драйв. Лишенный малейшей рисовки в манерах и общении с залом, седовласый мэтр сновал по сцене между молодыми коллегами, «накачивая» их энергией импровизации, умело управляя этим музыкальным электричеством с помощью неожиданных контрастов и поворотов. Предельного накала концерт достиг в балладе Пономарева, посвященной памяти его предшественника в ансамбле Арта Блэйки, великого трубача Клиффорда Брауна, трагически погибшего в возрасте 25 лет. Пронзительная эпитафия, исполненная Пономаревым практически соло (с минимальной поддержкой ударных) без микрофона, не только стала кульминацией трехдневного марафона, но и доказала, что истинный джаз не нуждается в эффектном антураже. Когда отзвучала последняя нота, зал разразился непривычным для академических стен оглушительным свистом – знаком высшего восторга джазовой публики.