0
824
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2006 00:00:00

Процесс пошел

Наталия Якубова

Об авторе: Наталия Якубова - театральный критик, сотрудник НИИ искусствознания.

Тэги: кафка, театр, венгры


Виктор Бодо, режиссер спектакля под названием «Яперемолотяисчез», идущего на камерной сцене самого престижного будапештского театра «Катона», прославился еще студентом (1998), в спектакле Арпада Шиллинга «Ваал». Через пару лет, когда, посмотрев «Ваала», Бернар Февр д’Арсье пригласил Шиллинга сделать спектакль для авиньонской программы «ТЕОРЕМ», Бодо сыграл в нем героя «Американского психоза» Брета Эллиса – высокопоставленного нью-йоркского служащего, помешанного на выполнении требований глянцевых журналов. Неудивительно, что сегодня, когда Виктор Бодо ставит парафраз «Процесса» (а спектакль с упомянутым выше заглавием – и есть такой парафраз), то герой Кафки оказывается уже не жалким Акакием Акакиевичем, а прямо-таки банковским заправилой, которого, может, и есть за что привлечь к ответу. А что принимает господ нелеповатого вида за актеров, нанятых коллегами для поздравления с днем рождения, – тоже потому, что ему это поздравление причитается (оно и последует, когда он явится на работу, – такое же нелепое, с таким же черным юмором).

«Процесс» Кафки оказывается весьма современной историей, и не в каком-то отвлеченном смысле «созвучности современному мироощущению индивидуума», а во вполне конкретном: пресловутый процесс – это просто жизнь, но не окраин и трущоб, как думалось Кафке, а самого что ни на есть city – делового центра. И прилегающего к нему «Бродвея». В постановке Виктора Бодо все сверкает и кружится в беспрестанных корпоративных вечеринках, потому что в этом мире нет никого, кроме повязанных «процессом» мужчин и развлекающих их женщин. Бродвей, впрочем, закавычен лишь слегка, потому что, хотя и не обошлось без воспоминания о «Голубом ангеле» Марлен Дитрих, красотки соблазняют элитную публику (в зале помещается где-то 60–70 человек) скорее при помощи американских шлягеров.

Глядя на Тамаша Керестеша, играющего Йозефа К., трудно удержаться от ассоциаций с Дейлом Купером Кайла Маклахлана. Он похож на него и чисто внешне; однако есть и более глубинная связь. Этот Йозеф К. так же трогательно серьезен, с таким же пафосом, поначалу, относится к своей миссии в этом мире. Этим отличается от остальных, в этом смысле он – невинен. И именно поэтому будет «перемолот». И вот Йозеф К. уже ассистирует у зубоврачебного кресла, неожиданно вкатившегося в его банк, поскольку один из его недавних экзекуторов сейчас должен вырвать язык другому, а Йозеф К. хотел бы, чтобы экзекуция закончилась раньше, прежде чем на работе заметят эту странность.

Йозефа К., однако, все же экзекутируют. После чумовой вечеринки с трудом сохраняющие равновесие мужчины и их икающие дамы присутствуют при том, как ошалевший Йозеф К. бодро прыгает в некий, напоминающий аппарат для облучения, механизм, внутри которого что-то потом бешено крутится, а из желобка течет клюквенного цвета струйка. Мужчины подписывают десятки актов, женщины скучают, потом все уходят. В этот опустевший мир Йозеф К. выпрыгивает цел и невредим и отправляется покататься на скейт-борде. Процесс пошел.

Будапешт


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

Иван Родин

Корректировка избирательного закона нацелена на решение более значимой задачи

0
365
Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Ольга Соловьева

Власти пытаются закрыть дефицит кресел "мокрым" лизингом

0
492
Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дарья Гармоненко

КПРФ предлагает властям определить критерии политических репрессий

0
424
В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

Молдавия начинает национализировать российские активы

0
330

Другие новости