0
1636
Газета Культура Интернет-версия

28.12.2006 00:00:00

Великий автор Большой Картины

Юлия Черникова

Об авторе: Юлия Александровна Черникова - арт-критик, обозреватель интернет-портала "Parter.ru".

Тэги: александр иванов, художник


александр иванов, художник Александр Иванов. Голова Иоанна Крестителя.
Бумага на холсте, масло, 57,7х44,1.

Ключевой вопрос пресс-конференции в Третьяковской галерее, посвященной выставочному проекту «Александр Иванов. К 200-летию со дня рождения»: в чем величие великого Иванова? Не то чтобы кто-то сомневался в величии великого русского художника или пытался установить его пределы. Пределы есть только у полотна «Явление Христа народу» – 5,40 на 7,40 метра, да и то в силу его грандиозности они весьма условны. Но величие вообще – понятие какое-то размытое, абстрактное, ненадежное. А Иванов, и это бросается в глаза как специалисту, так и неподготовленному зрителю, велик очень конкретно, определенно.

Во-первых, Иванов – мастер интерактивного эпатажа. Его главная, уже названная работа (на внутреннем искусствоведческом сленге у нее есть свое название – Большая Картина) неизменно вызывает у публики живое ощущение шока и изумление. Чтобы пробежать глазами ее хотя бы мельком, нужно также передвигать ногами и активно крутить головой. К слову сказать, на выставке живописи и рисунка Иванова, открытой на Крымском Валу, самой картины нет. Оставаясь на своем законном месте, она выступает отдельным бонусом при посещении второй выставки – «Библейских эскизов», – расположенной в Лаврушинском переулке. Организаторы объясняют отсутствие главной картины на основной экспозиции на Крымском техническими обстоятельствами: работу физически невозможно изъять из экспозиционного зала; вал, на который надо наматывать холст, не проходит в проем.

Но известно, что никакая техническая проблема не может не быть переведена в план символический. И здесь проявляется вторая черта величия Иванова – его титанический по количеству и добросовестный по качеству творческий труд, материально зафиксированный в многочисленных продуктах живописи и графики. Отсутствие смыслового центра на выставке – вместо оригинала картины установлено ее техническое воспроизведение в натуральную величину – пробуждает внимание к деталям. В результате четкие, давно найденные пропорции профессиональных достижений Иванова вынужденно нарушены, а частности впервые оказались важнее (виднее) целого. Привычное центростремительное движение почитателя великого Иванова коварно вытесняется размеренным променадом – от наброска к наброску, от этюда к этюду, от «Головы девочки, в повороте головы дрожащего мальчика» к «Женской голове на мужском торсе, в повороте Иоанна Богослова». Наконец-то становится очевидна масштабность и «малого» варианта Большой Картины: полотно 1,72 на 2,47 м предоставлено Государственным Русским музеем. Весной в нем откроется свой вариант юбилейной выставки. И за неспешным разглядыванием упражнений на тему «Явления», графических работ, созданных в Европе, и гораздо менее известных полотен на религиозные и мифологические сюжеты приходит мысль, что и хорошо, что Большой Картины здесь нет. В этом пространстве она была бы противоестественна, придавая фальшивую конечность жизни духа великого художника, стягивая в точку поле его живописного бытования.

Бытовал Иванов не только с кисточкой в руках, но еще и с пером. Еще один аспект его величия – в небывалом эпистолярном наследии художника, впервые включенном в экспозицию. В закутке под стеклом лежат письма Гоголю, записные книжки с рисунками и выписками из Библии об одеждах евреев и египтян. Можно обнаружить даже подписной лист для застрахования картины «Явление мессии народу» с подписью Тургенева. У представителей Российской государственной библиотеки, где хранится архив, даже возникла творческая идея издать переписку Иванова. Обещают, что то, что не сделают сейчас, доделают в 2009 году, когда грядет юбилей одного из основных адресатов Иванова – великого русского писателя Н.В. Гоголя.

Факт остается фактом, величие ни измерению, ни классификации не поддается, и вопрос о величии великого Иванова остается вопросом риторическим. Но парадокс выставки в том, что автор, «осуществивший один из самых грандиозных замыслов в русском искусстве», оказался не только великим художником, но еще и просто художником. Это тоже, вероятно, одно из свойств его величия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1416
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1423
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1165
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
739

Другие новости