В Москве открылась 11-я международная ярмарка «Арт-Манеж». О том, для чего она существует, знают все, не первый год живет. За 11 лет можно сделать вывод, что ничего нового, выдающегося и прогрессивного здесь не увидишь. Ну максимум 2–3 известных имени, представленные 2–3 работами, и то потерявшимися в общей массе откровенной халтуры. Их выискивают на стендах специально обученные художественные критики. Присматриваются, принюхиваются, потирают пальцем холст и цокают языком: «Рабин, однако! Только поздний. Писал за границей. А при сытости его тамошней вот эта банка-ваза с надписью «Мясо кошки» – всего лишь игра с собственным стилем. Больше и смотреть не на что. Критики рыдают – лохи покупают».
Народ останавливается у стенда «Политического плаката». «Ба, знакомые все лица!» Вот «Первый на Первом». Наш президент в сером рубище на больничной койке. Душа его в руках доктора Курпатова, Тело – во власти целителя Малахова, ну и далее по специализации Ургант, Басков, Эрнст, кто смешит, кто удивляет. А тут «Приглашение на казнь Михаила Ходорковского». С участием первых лиц, разумеется. Эти работы и шутка, и аллегория, понимай, как хочешь. Когда-то за это посадили бы. Куратор выставки Сергей Смирнов говорит, что Лужков, увидев себя на политическом плакате, посмеялся и┘ купил.
У одного стенда можно было увидеть актера Евгения Миронова. Он разглядывал фотоколлекцию «Фактура природы». По словам автора Юлии Найвальт, Евгений выбирал работы для себя. Я залюбовалась большими, со всеми анатомическими подробностями бабочками, невиданными цветами-колючками и одиноким осенним листиком-корабликом в луже, но все испортил вездесущий критик: «Качество печати плохое, все расползается... А стоит? 30 тысяч?! Смешно».
А вот отрада критиков – Франциско Инфанте. Художник, который все время фотографирует артефакты. К примеру, положит в песок зеркало и сфотографирует. Или лесочку натянет, квадратики красные повесит, и они у него все пространство преобразят. И никакого фотошопа! Впрочем, галерея Полины Лобачевской приятно удивила. Здесь можно было увидеть работы Анатолия Зверева, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина и Эдуарда Гроховского. Проект Гроховского показался особенно любопытным и символичным. На суд зрителей были представлены расписные копилки: участникам этого проекта было предложено создать свой образ копилки, опираясь на общечеловеческий опыт. По моделям были отлиты керамические копилки, которые Эдуард Гроховский расписал. Пожалуй, единственное, что я бы приобрела на Арт-Манеже, это керамический красный деревенский сортир с мужиком, справляющим малую нужду. Чтобы помнить, куда каждый раз отправляю свои деньги.