0
1070
Газета Культура Интернет-версия

11.12.2006 00:00:00

Жениться вредно

Артур Соломонов

Об авторе: Артур Петрович Соломонов - театральный критик, редактор телеканала "Культура".

Тэги: женитьба, гоголь, спектакль, чусова


женитьба, гоголь, спектакль, чусова

Никакой мистики. Никаких лишних смыслов. Ни сдвинутых бровей, ни серьезных лиц. Чусова прочла и отрепетировала пьесу, сумев забыть, что та уже шла на сцене тысячи раз, исследована вдоль и поперек. По мне, так лучше простодушие и веселость, с которой поставлена эта пьеса, чем заумь. Ведь порой режиссеры ведут себя, как Агафья Тихоновна, соединяя в спектакле концепцию Мережковского о сложных отношениях Гоголя и черта с идеями Андрея Белого, не забывая о пронзительной постановке Анатолия Эфроса, а также о том, сколь много личного заключено в этой пьесе для ее автора.

Нина Чусова перенесла действие «Женитьбы» в 60-е годы ХХ века. Вроде бы и недавнее, но все-таки прошлое. Таким образом, и герои приближены к нам, и фантазия режиссера не скована современными реалиями.

60-е годы – пора надежд, которые, как известно, закончились разочарованиями. Так и герои пьесы Гоголя ищут счастья, полагая, что женитьба сможет переменить жизнь. Но их надежды потерпят крах: прошлое не отпускает, перемены желанны, но и страшны. Как бы измениться, не меняясь? Как бы создать себе будущее, которое было бы совсем новым, но в то же время ничем не отличалось от прошлого?

Конечно, Нина Чусова не может помнить 60-х годов. Она их сочиняет. Чудаковатые герои Гоголя помещены в советский дворик – неподметенная листва, скамейки с шахматной доской на них, тусклый свет подслеповатых фонарей, собачий лай. Уютно. Прошлое всегда кажется прекрасным, особенно, если ты не имел шанса его узнать.

В этом полувымышленном мире 60-х взрослые люди ведут себя как дети. Они эксцентричны, могут неожиданным действием (прыжком, воплем или чем-нибудь похлеще) нарушить рамки приличий. Не стесняются эмоций, всегда готовы начать новую игру. В самом деле, что как не страсть к игре толкает Кочкарева (Илья Паньков) на эту бессмысленную затею – женить, во что бы то ни стало женить своего друга Подколесина (Вячеслав Кимаев)? Выгоды никакой, одна страсть к игре. И переменам. Пусть не в своей жизни, так хоть в чужой.

Василий Розанов упрекал Гоголя за то, что тот показал «маски и хари вместо лиц». В спектакле нет «масок и харь», зато есть карикатуры – персонажи одеты аляповато и ведут себя соответствующе. Но в некоторых сценах «карикатуры» вдруг начинают говорить о своем одиночестве и страданиях, о жизни, проходящей впустую.

Таков, например, монолог замечательного актера Юрия Соломенина, играющего Жевакина. И тогда комедия оборачивается драмой. А потом снова несется вскачь – что-что, а заполнить сцены микродействиями, дать каждому актеру не только сверхзадачу, но и массу маленьких задач, Чусова умеет.

Этот спектакль, конечно, не назовешь новым словом в интерпретации пьесы Гоголя. Такую цель режиссер перед собой и не ставил. «Женитьба» Нины Чусовой о том, что современный человек так же сильно боится одиночества, как и возможности его нарушить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1716
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1071
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
777
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1055

Другие новости