«Золотая маска» откроется спектаклем «Карьера Артуро Уи» в постановке Хайне Мюллера. Этим театр «Берлинер ансамбль» продолжит проект «Легендарные спектакли XX века».
В конкурсе музыкальных театров участвуют десять опер, семь балетов, пять спектаклей современного танца, одна оперетта и два мюзикла. Большой театр представлен одноактными балетами «Игра в карты» и «Кармен-сюита», операми «Война и мир» и «Волшебная флейта». В начале марта пять балетов (в том числе два – вне конкурса) привезет в столицу Мариинка. Но уже в декабре начнется фестивальный проект «Премьеры Мариинского театра в Москве». На днях питерский гигант представит оперы «Фальстаф» (в постановке Кирилла Серебренникова) и «Поворот винта» (режиссер – британец Дэвид Маквикар). Кстати, маэстро Гергиев вновь отказался быть номинантом «Золотой маски», аргументируя это желанием дать дорогу молодым. В фестивальном конкурсе музыкальных театров прозвучат имена Алексея Ратманского, Аллы Сигаловой, Александра Ведерникова, оперного режиссера из Европы Грэма Вика и французского хореографа Пьера Лакотта.
Предваряя неизбежные споры критиков и комментируя выбор экспертного совета по драме и театру кукол, один из экспертов сказал: «Других театров у нас для вас нет». В обширнейшей программе драматических и «кукольных» соискателей есть свои сенсации. Так, впервые номинантом «Маски» стал Театр на Таганке (спектакль «Антигона»), Юрий Любимов – тоже в первый раз – соревнуется в номинации «Лучшая работа режиссера». Андрей Жолдак, которого директор фестиваля Мария Ревякина назвала «возмутителем театрального спокойствия», дебютировал на «Маске» спектаклем «Федра. Золотой колос». Миндаугас Карбаускис выдвинут на режиссерский приз аж за две постановки – обе сделаны в театре Олега Табакова. Среди участников «Маски» по драме – Кама Гинкас, Лев Додин, Мария Миронова, Александр Абдулов, Евгений Миронов и Игорь Ясулович. В списке сценографов тоже есть известные имена – Давид Боровский и Сергей Бархин, причем первый выдвинут (за разные работы) три раза, а второй – два.
Театральные работы из номинации «Новация» охватывают все виды искусств – от медиа-оперы «Эйнштейн и Маргарита» до проекта пластического театра «Дерево». Впрочем, президент фестиваля Георгий Тараторкин считает, что главное достижение «Золотой маски» – показ лучших спектаклей в российской провинции. «За тринадцать лет существования фестиваля 70 театров побывали в 25 городах страны», – сказал Тараторкин. Проект будет продолжен в 2007 году.
В рамках фестиваля проводится программа «PRO-театр», которую откроют в Манеже. Это театральная ярмарка, по ходу которой российские театры смогут презентовать себя продюсерам, директорам зарубежных фестивалей и критикам – тем, кто приедет на фестивальную программу спектаклей «Pussian Case», специально созданную для потенциальных иностранных партнеров. К участию в ярмарке приглашены все коллективы страны, независимо от того, номинировались ли они на «Маску» или нет. В прошлом году «PRO-театр» собрал участников из 39 городов страны, отчего существенно расширились профессиональные контакты и географические параметры гастролей.