Конкурсный фестиваль современной хореографии IFMC (International Festival of Modern Choreography) проходит в Беларуси уже без малого 20 лет и призван, по мысли организаторов Марины Романовской и Эдуарда Чернивчана, восстановить славу Витебска как культурной столицы Беларуси. Без полотен Шагала в витебском Доме-музее Марка Шагала это сделать, конечно, трудно (большинство картин прославленного художника находится во Франции), но вместе со «Славянским базаром» фестиваль справляется – культурные чиновники Беларуси ставят его в один ряд с эстрадным фестивалем по культурному вкладу в развитие Беларуси, а в устах чиновников это комплимент современному искусству.
На конкурс в этом году съехались около 30 коллективов из России, Беларуси, Молдовы, Литвы, Германии, Польши, Швейцарии, Китая. Очень много новых или редко всплывающих имен, разнообразие техник, широкая география сделали просмотр конкурса увлекательным.
Если с телами ситуация объективно меняется к лучшему, то с выбором тем для спектаклей и соло все довольно стабильно. Большинство упрямо спекулируют на кризисе самоидентификации (связано это было с большим количеством новых молодых имен, а в молодом возрасте этот кризис классичен), не шутит вообще никто, серьезность страшная у всех на лицах (еще бы, таким авангардом с таким трудом занимаемся, не до шуток), плюс почему-то многих пробило на фольклор. Может, не дает покоя успех белорусского фестиваля хлеборобов «Дожинки», столь любимого президентом Беларуси?
Спору нет, черпать из народной культуры – святое дело, но не внешне заимствуя. Убедительного, адекватного современности фольклора можно добиться необязательно в сарафанах, босоногими, с ситами и под причитания бабушек, как это было в выступлениях челябинской «Линии», калининградских «Инклюзов» и сарапульцев, наиболее, кстати, адекватно отразивших чаемое. Ведь удается неофолк музыкантам – Инне Желанной, Дмитрию Ревякину, Сергею Старостину. Порой было удивительно, как академическое жюри, любящее классический балет и маршеобразный современный танец ансамбля песни и танца Китайской народной армии, давнего и любимого гостя IFMC (потому что китайцы танцуют не о том, как есть, а как должно быть), терпит все эти бесконечные кризисы – в некоторых так и хочется кинуть батькиным баяном, так неинтересны и однообразны порой современные «страдания».
И потому концерт лауреатов задался необычайно – мысль жюри, видимо, шла в том же направлении. «Страдания» и псевдофолк отсекли на уровне финала, и зрителю был явлен (конкурс показывался в закрытом режиме) танец чистый, техничный и при этом эмоциональный (все же Беларусь славянская страна, «холодного» европейского мастерства здесь мало для победы). Первую премию получил одноактный балет «Next to you» московского театра современного танца «Вортэкс» со сложной и умной хореографией Дениса Бородицкого – гармоничный, почти идеальный современный танец, при этом с «русской душой». Вторая премия уехала в Кишинев с коллективом «Voices» – Александра Сошникова и Сергей Головня показали фольклорный, но не пафосный номер «Простые вещи», а практикуемая ими техника контактной импровизации выделила их тела на общем фоне.
Премию Евгения Панфилова, хореографа-талисмана IFMC, заслуженно получил спектакль Московского театра-студии современной хореографии Игоря Шегая «Путешествие против ветра» в хореографии и постановке Ларисы Александровой. А Гран-при не в первый раз достался китайцам с миниатюрой «Рифмы гармонии». Многолетняя дружба IFMC с КНР обрела наконец политический резон. Поскольку Лукашенко выбрал Китай в стратегические партнеры Беларуси, а ансамбль песни и танца Китайской народной армии танцует модерн, значит, и в Беларуси такое искусство позволительно и даже благоприятно.
Витебск–Москва