Сын выходцев из Китая, родившийся в Париже, ныне живущий в США, Йо-Йо Ма, видимо, самой судьбой был предназначен для того, чтобы стать музыкальным «гражданином мира», олицетворяя собой новую формацию «звезд», которые исповедуют принцип музыки без границ: жанровых, стилистических, национальных и иных барьеров, предстающей во всем своем многообразии и целостности. В этот большой мир, помимо академического направления (тоже многообразного – от средневековья и барокко до радикального авангарда), включаются джаз, фольклорные и этнические опыты, поп-культура, саундтреки к фильмам и многое другое. Однако, как правило, основа всеобщего признания музыкантов этого круга – не девальвация классического наследия, а напротив, признанное лидерство в его трактовке, новое звучание шедевров. Именно сенсационные гастроли Йо-Йо Ма по всему миру, его новаторское прочтение мирового виолончельного репертуара – от сюит Баха до концертов Шумана, Дворжака, Прокофьева, сонат Шуберта и Шостаковича – не только сделали его одним из самых «продаваемых» классических музыкантов (речь идет о раскупаемых компакт-дисках), но и создали тот фундамент, на котором стоят его широчайшие творческие интересы и амбициозные проекты – к примеру, «Шелковый путь», цель которого, по словам артиста, изучить культурное наследие стран, через которые проходил древний торговый путь от Средиземноморья к Тихому океану, и выявить отголоски этого наследия в современном мире.
В нашей стране Йо-Йо Ма – нечастый гость, и ажиотаж вокруг его концерта, организованного совместно фондом «Музыкальный Олимп» и Московской филармонией, вполне объясним. Показательно, что в Большом зале консерватории на сей раз явно преобладали молодые лица. Наверное, причина и в планетарной славе музыканта, и в том, что он остался верен своим принципам, соединив в одной программе «три кита» – сонаты Шуберта, Шостаковича и Франка (последняя создана в оригинале для скрипки и исполнялась в переложении), – с «Grand Tango» своего любимого Пьяццоллы и очень красивым (местами даже чересчур!) сочинением современного автора Эгберто Джисмонти под названием «Серебряная свадьба и 4 песни». (Пестрота и контрасты исполняемой музыки были подчеркнуты даже в одежде музыкантов – если виолончелист был в строгом костюме с галстуком, то аккомпанировавшая ему замечательная английская пианистка Кэтрин Стотт предстала в брюках и алом топе с блестками – одеянии для светской вечеринки.) Перестраиваться от опуса к опусу было непросто даже знатокам, однако Йо-Йо Ма чувствовал себя удивительно комфортно и раскрепощенно, приветствуя публику неизменной обаятельной улыбкой и легко «перелетая» из одного музыкального мира в другой. Его мастерство находится на такой высоте, что становится попросту незаметным; а через какое-то время перестаешь замечать и массивный инструмент: артист настолько сливается с ним, что кажется – он обращается звуками прямо к слушателям, минуя посредника – виолончель. Обе стороны остались настолько довольны состоявшейся дружеской беседой, что продлили радость взаимного общения, учинив незапланированное третье отделение концерта, состоявшее из бисов – в том числе популярных пьес Крейслера и де Фальи.