Декабрьские вечера на этот раз начались с выставки масок.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
В Москве открылись традиционные Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Музыка и изобразительное искусство слились на сей раз в теме «Маски: от мифа к карнавалу».
Сам выбор темы кажется как нельзя более удачным: Святослав Теофилович, как известно, был большим любителем, а нередко и зачинщиком домашних маскарадов. При этом держал свои (всегда оригинальные и со смыслом) костюмы в тайне; рассказывают, что однажды придумал образ фаталиста. Может быть, свидетельство именно того Нового года встречает зрителя и слушателя в начале экспозиции? Встречает и провожает в необыкновенный мир самых разнообразных масок, собранных из полутора десятков музеев художественных, этнографических, театральных России и Италии. Экспонаты, единицы которых в родных экспозициях, как правило, теряются среди картин, костей и костюмов великих актрис, на пару месяцев получили возможность всецело обратить на себя внимание зрителя. Более трехсот экспонатов, организованных Борисом Мессерером в комплексы по тематическому и временному принципу, представляют настоящий музей маски – от черепа, покрытого глиной или маски ямной культуры возрастом более пяти тысячелетий, ритуальных масок сибирских аборигенов или помощников духов-шаманов Северной Америки, погребальных масок Древнего Египта или атрибутов русских обрядов, масок театра Но или мистерии цам до знаменитых костюмов комедии дель арте. Продолжает тему маски ее художественная интерпретация: пространство Белого зала украшают офорты Калло, картины Гойи, Сезанна, Сомова, картины Пьетро Лонги из венецианского музея.
Искусно найденная тема инспирировала с виртуозным изяществом составленную программу, которая как нельзя лучше соответствует традиции Декабрьских вечеров еще рихтеровского времени. Что весьма похвально, художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет сумел обойтись без банальных номеров типа «Карнавала» Шумана, а нашел интересные и незамыленные повороты. Так, человеческие характеры и темпераменты – акцент выступления Алексея Любимова с программой музыки французских клавесинистов и модернистов ХХ века, приправленной пластическими экзерсисами артистов театра современного танца «Zero». Стихия русского обряда господствует в известной «Ночи в Галиции» Владимира Мартынова (с ансамблем «Opus Posth» в неизменных черных масках). Разгул темных сил ожидает слушателя в концертах Александра Гиндина и Николая Луганского с «Фантастической симфонией» Берлиоза и «Ночным Гаспаром» Равеля, а также опусами Стравинского и Рахманинова. Британский ансамбль Red Priest повторит на бис уже исполненную полгода назад в Москве музыкальное медиашоу «Карнавальная Венеция XVIII века». Его итальянские коллеги по цеху исторического исполнительства ансамбли Mala Punica и Il Giardino Armonico приедут в Москву с программами ранней европейской музыки под названием «Созерцающий Нарцисс» и «От Северного моря до Неаполитанского залива». Пианист Андреас Штайнер, так же работающий в сфере аутентичного искусства, выберет ракурс влияния одного великого немца Иоганна Себастьяна Баха на творчество другого – Роберта Шумана. «Мифы» Шимановского и «Метаморфозы» Лютославского у виолончелиста Генриха Шиффа и пианиста Штефана Владара сменят «Вокальные образы трех родин» (в экзотическом сочетании Австрии, Словении и Аргентины) в концерте Бернарды Финк (сопрано) и Энтони Спири (фортепиано). А метаморфозам в духовных жанрах посвящено выступление датского вокального ансамбля Ars Nova с сочинениями английских авторов XVII века и нашего современника Арво Пярта, в финале нас ожидает грандиозная «Поэма без героя» Ахматовой в интерпретации Аллы Демидовой.