«Большая книга» досталась Александру Кабакову, Дмитрию Быкову и Михаилу Шишкину.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Сначала главное. Поэту Науму Коржавину, который был в «коротком списке», премию не дали. Зато не дали ее и Ольге Славниковой. Впрочем, Славникова скорее всего возьмет «Русский Букер». Что еще? Не дали и Максиму Кантору. Он как чувствовал и не пришел на церемонию награждения. Кроме него отсутствовала писательница Людмила Улицкая – она получала другую премию, в Риме. Рим, конечно, важнее, кто ж спорит.
Теперь обо всем по порядку. В Большом зале ЦДЛ были объявлены лауреаты национальной литературной премии «Большая книга». БК, если в двух словах, представляет собой Госпремию плюс премию «Русский Букер». Самая денежная литературная премия в России. Настолько денежная, что Александр Гафин, вручавший лауреатам пластиковые карты с миллионами, даже не знал точно денежный эквивалент третьей премии. Ему подсказали – один, дескать, миллион рублей. Он ответил, что миллион рублей тоже неплохо. Ага, совсем неплохо. Даже, я бы сказал, – хорошо.
Итак, лауреаты. Первое место – Дмитрий Быков за биографию Пастернака (в серии «ЖЗЛ», так и называется – «Пастернак»). Три миллиона рублей. Второе – Александр Кабаков (роман «Все поправимо»). У него в «коротком списке» было сразу две книги (вторая называется «Московские сказки», мне она даже больше понравилась), так что теоретически он мог отхватить два призовых места. Ну, хорошо хоть не три. Третье место – мастер прозаического центона Михаил Шишкин (роман «Венерин волос»).
Я голосовал за Наума Коржавина. Потом – с большим отрывом – за Быкова и Кабакова. Так что, несмотря на комичность и претенциозность премии (она комична, потому что претенциозна), наградили тех, кто того достоин. А книга Быкова и вовсе хорошая (хоть и не обошлась без смешных ляпов: перепутал, если я, конечно, не путаю, персонажей Ильфа и Петрова). А вообще должен заметить, что от книги к книге у Быкова ляпов все меньше и меньше.
Обидно только за Наума Коржавина. Очень хорошего поэта, написавшего очень хорошие мемуары. Но – члены жюри за него не проголосовали. Суверенная литературная демократия.
Кстати, устроители, чтоб не выглядеть совсем уж неприлично, премию Коржавину все-таки дали. Специальную. Вручал ее, как и следовало ожидать, бывший глава ФСБ Сергей Степашин (Коржавин ведь сидел при Сталине, КГБ, следовательно, любит). Шутил, естественно, шутил хорошо, задорно, по-чекистски.
Зал слушал Наума Моисеевича Коржавина стоя. Что ж, так и надо. Все правильно. Все, как сказал бы Александр Абрамович Кабаков, поправимо.
Особый разговор об олигархах. Писатели глазели на олигархов, олигархи на писателей, те и другие взаимно пугались. На сцене олигархи выглядели мило и трогательно. Непафосно, как говорят гламурные готы. Как дети.
Церемонию вела Фекла Толстая (по фамилии, что ли, выбирали?), выступали Даниил Гранин, Эдвард Радзинский, Мамут и Авен, упомянутый уже Александр Гафин, другие официальные лица. Отрывки из произведений лауреатов читал актер Александр Филиппенко. Бедный Филиппенко! Особенно жалко его было, когда он читал Шишкина.
Быков же, как всегда, был прекрасен и великолепен. Говорил, что раз даже Сталин не смог испортить биографию Пастернаку, то куда уж ему...
Премию, короче, дали Быкову и Пастернаку. Ура.