Калининградские «Балтийские сезоны» этого года закрывались концертом «Вивальди-оркестра» под руководством Светланы Безродной.
В огромном Кафедральном соборе, под стенами которого похоронен Кант, ни один приставной стул не пустовал. Зажигательная программа сплошь из хитов классической музыки и джаза 20–40-х длилась не по-столичному четыре часа без признаков взаимной усталости. Вообще же Кафедральный собор должен был закрыться 7 ноября для установки органа. Но ради концерта-закрытия установку органа отложили. И это надо понимать как знак признательности города фестивалю. Равно как и то, что со следующего года «Балтийские сезоны» лишь наполовину будут финансироваться из федерального бюджета – половину расходов возьмет на себя Калининградская область.
Фестиваль, придуманный для «воссоединения» «провинции у моря» с метрополией, это 100 представлений за три года его существования. Кто-то подсчитал, что общее число зрителей перевалило за 70 тысяч, а это немало для города с населением в 400 тысяч. Но и не странно для звездной фестивальной афиши: в этом году, например, приезжал Тбилисский театр имени Шота Руставели с «Гамлетом» Роберта Стуруа, «Квартет» БДТ им. Г.А.Товстоногова, «Правда – хорошо, а счастье лучше» Малого театра в постановке Сергея Женовача, Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева (солировал Денис Мацуев), «Солисты Москвы» с Юрием Башметом. А до того в Калининграде побывали Большой театр, «Ленком», Темиркановский оркестр...
Но в 2004 году команде фестиваля приходилось преодолевать недоверие и неинформированность местных граждан, оторванных от любой, в том числе и от культурной, информации (здесь даже про Гришковца, своего земляка, кажется, узнали в последнюю очередь). До этого территория эпизодически прочесывалась антрепризами да эстрадой, поэтому никто из потенциальных зрителей не рисковал покупать билеты на спектакли, скажем, Большого театра: не очень верили в реальность приезда самого Большого театра в Калининград.
Стоит напомнить, что фестиваль начался после того, как в 2004-м вышел указ президента о праздновании 750-летия Калининграда и 60-летия Калининградской области. Тогда в Калининград приехала экспертная группа Министерства культуры, которая оценила – на сухом языке – «степень культурной разобщенности Калининграда и материковой России».
С 2004 года за интеграцию бывшего Кенигсберга было решено бороться массированной пропагандой. Аутотренинг региона начинается в аэропорту, там изображен Кафедральный собор с высоты птичьего полета за надписью: «Мы не островок России, мы – единая Россия». Над главной улицей – рекламная растяжка: «Элитный фотоальбом: Калининград – российский город». Существует губернаторская программа, по которой калининградских школьников, привыкших проводить каникулы в Польше, вывозят на экскурсии в Москву и Петербург.
Фестиваль «Балтийские сезоны», безусловно, самая трудозатратная и самая качественная часть этой общей стратегии. Помимо окультуривания территории «Балтийским сезонам» положено быть и витриной-приманкой для немецких туристов, у которых пока интерес к Калининграду сугубо ностальгический. Именно поэтому такое большое внимание уделяется неязыковой, музыкальной части программы. Кроме того, со временем будет расти участие в программе европейских и балтийских коллективов. Фестиваль уже привозил «Вишневый сад» Някрошюса, «Ромео и Джульетту» Коршуноваса и «Альцину» Генделя Латвийской национальной оперы.
В следующем году «Балтийские сезоны» будут проходить уже не в сентябре–ноябре, а в июле и августе, чтобы не останавливать жизни местного драматического театра (кстати, значительно обновленного благодаря фестивалю). Областной драматический театр в следующем году – единственная фестивальная площадка, потому что Кафедральный собор закрывается для завершения реконструкции. Все дело в том, что в Калининградской области есть только один город, в который можно привозить небольшие спектакли, – это Советск (бывший Тильзит), там есть старый театр с первым в истории театра врезным в сцену кругом. Правда, уже существует указ о строительстве в Калининграде здания музыкального театра, однако сроки его исполнения пока неизвестны.
Калининград–Москва