В основе постановки нынешней «Раймонды» – спектакль Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева с добавлением хореографии Федора Лопухова. Постановщик Габриэла Комлева – репетитор с репутацией знатока подлинной академической школы. Художественный руководитель – Николай Боярчиков, у которого авторитет грамотного и интересного редактора классического наследия. Общими усилиями «Раймонда» получилась почти благополучной.
Главные объявленные «изменения»: возвращенная в список персонажей Белая дама, новосочиненные вариация Абдерахмана и детский танец в венгерском гран па. Белая дама с движениями в фирменном боярчиковском стиле – теми же, из «Макбета» или «Ромео» – выглядела диссонансом на фоне классической лексики остальных героев, к тому же слишком суетливым. Вариация Абдерахмана поставлена на прыжках и вращениях (ну просто Спартак) на музыку, которая впору восточной невольнице, в крайнем случае – купцу: музыка заманивает – хореография завоевателя. А детский танец мил, как всегда милы дети на сцене, но словно взят напрокат из самодеятельности.
Из необъявленного – вариация солистки, переведенная в «двойку» в гран па (наверное, решили уравновесить две вариации в сцене «Сна Раймонды»), и еще кое-чего по мелочи – что-то убрали, что-то подкорректировали. Переделаны мизансцены и пантомимные сцены (Абдерахман, например, заявляется в гости, да еще к потенциальной невесте, с пустыми руками), сокращена численность миманса – иногда до пустой сцены. Даже то, что танцуют вроде бы «по тексту», – зачастую то, но не так.
Художник внес свою лепту. Вячеслав Окунев любит, когда много и красочно. Потому ни одна пачка не обошлась без расписного покрытия. Зато на восточных костюмах сэкономили: в панадеросе весь мужской состав выходит в трико. Проблема в том, что танец рассчитан на шаровары, да и сложение у большинства танцующих не безупречно.
Что касается оркестра Андрея Аниханова, то особого блеска в нем не наблюдалось. К тому же часто приходилось растягивать музыку под не успевающих с танцем артистов, и даже бойкий сарацинский танец звучал вяло.
В результате торжественности и парадности большого балета Петипа не получилось. Мельтешит Белая дама, король и графиня выходят в парадный зал на праздник в одиночестве и топают в свой уголок (как только гости умудряются их там углядеть). И с манерами беда: венгерский король скопирован с феи Карабос; Раймонда про дворцовый этикет не подозревает, а торчащие из кулачков стебли цветов в первой вариации угрожают зрению придворных; Жан де Бриен демонстрирует уникальную посадку на лошади – так усидеть сумеют разве что в цирке. А честный поединок претендентов на сердце Раймонды выглядит и вовсе сомнительно: Абдерахман достает де Бриену едва до подбородка, так еще и Белая дама «подсуживает».
Главным героем «Раймонды» выглядит кордебалет. Предыдущая постановка – «Тщетная предосторожность» Олега Виноградова и нынешняя «Раймонда» заметно подтянули уровень труппы.
Нет сбоев с трудными поддержками, и в основном танцуют слаженно (правда, даже под скрипку – словно под стук метронома) – там, где дело не доходит до техники: здесь уж кто как сможет, кто что успеет. Солисты тоже подтянулись в меру возможностей. Жан де Бриен Марата Шемиунова вполне успешно справился со своими бесконечными конечностями, а партнер просто замечательный. Жаль только, не выглядит премьером при всей аккуратности и старании. Зато исполнительница самой, пожалуй, психологически сложной роли в репертуаре Петипа – юной графини, которую накануне свадьбы одолевают соблазны в виде восточного шейха, – Ирина Перрен в труппе восьмой сезон и практически все время на положении ведущей солистки. При этом статусе у нее не слишком надежные стопы, плохая постановка корпуса, нередко просто недостает сил и в результате – неаккуратный, топорно однообразный танец без выделки движений. К тому же выразительности Перрен хватило ровно на первый «улыбчивый» выход. Далее никакие сны о женихе и встречи с Абдерахманом не изменяли сосредоточенно-недовольной гримасы. Впрочем, на общем фоне она действительно лучшая: в афише числится пять Раймонд и шесть де Бриенов.
Малый оперный, создававшийся на индивидуальном репертуаре, перешел на «классический ширпотреб». «Раймонда» – компромиссный вариант. В Петербурге спектакль займет пустующее место: в Мариинке он появляется один-два раза в сезон. А на гастролях, похоже, от русского балета стали требовать не только «Лебединое» и «Дон Кихот».
Санкт-Петербург