0
1040
Газета Культура Интернет-версия

21.11.2006 00:00:00

Эстетическая смелость или дурной вкус?


Саша Барон-Коэн настолько вжился в роль Бората, что скоро забудет, как его самого зовут.
Фото Reuters

Американский фильм «Борат» о похождениях придурковатого казахского журналиста бьет в США рекорды кассовых сборов. Казахстан уже выразил протест, заявив, что фильм оскорбляет целую нацию. В России фильм не получил прокатного удостоверения, на Украине его попросту запретили к показу. Табу в искусстве – вещь очень щекотливая и тонкая, особенно когда это касается национальных вопросов. Не всегда понятно, где кончается просто эпатаж и начинаются темы, которые затрагивать нельзя. И всегда ли политкорректность и цензура недопустимы? Об этом мы попытались расспросить философа, писателя Бориса Парамонова, почти тридцать лет живущего в Америке.

– Сейчас в США с успехом идет фильм «Борат». У многих этот фильм вызвал отторжение – а можно ли, мол, смеяться над чужими национальными особенностями?

– «Борат» уже послужил причиной двух по крайней мере судебных исков. В Америке чуть ли не все конфликты в конце концов решаются судом, это самый верный способ чем-то обиженному получить компенсацию, в денежном выражении, конечно. Как сказано в «Записных книжках» Ильфа: «Мы ваш творческий метод будем разбирать в народном суде». К искусству, понятно, это никакого отношения не имеет, но характеризует атмосферу, в которой это искусство создается. Пресловутая политическая корректность – это самая настоящая идеологическая цензура. Так что Саше Барону-Коэну грозит не столько Казахстан, сколько англоязычные зрители. Его фильм – смелая попытка нарушить табу, запреты политкорректности и на этом сыграть, но тут-то его и подстерегла американская цензура, вот эта политкорректность.

– То есть вы полагаете, что авторы фильма, наоборот, сделали благое дело, пойдя «поперек» политкорректности?

– Эстетические достоинства произведения искусства никак не связаны с той или иной политической атмосферой. С этим фильмом случилось то же, что в Советском Союзе бывало, когда тому или иному автору удавалось сказать или показать что-то не вовсе идеологически правоверное. Удовольствие читателя или зрителя в таком случае совсем не эстетического порядка. Вот, мол, вам, власти предержащие! В случае «Бората» интересно то, что зрители смеются не только грубым комическим трюкам, но именно смелости автора в отношении принятых норм поведения в американском обществе. Ведь кто-то в Америке не любит феминисток, кто-то не любит евангелистов и гомосексуалистов, а кто-то, подозреваю, и евреев. Так что смеются не только над дураком Боратом, но и над объектами его «исследования». Фильм воспринимается не только как сатира на носителей расовых и сексуальных клише: кто-то из американцев идентифицировался с ним, и думаю, что многие. В этом острота ситуации. Причем говорят в связи с «Боратом» что угодно, но только не это.

– Мне все же думается, что табу бывают разные. Все уже давно примирились и с половыми актами на сцене и на экране, и с ненормативной лексикой. Но разве не существует реалий, которые лучше бы не трогать вовсе, скажем так, из соображений деликатности? Например, те же национальные особенности?

– Что касается национальных обид и комплексов... Недавно я видел на ТВ выступление ливанки христианского происхождения, осевшей в Америке. Она прямо сказала, что Америку губит политическая корректность, что мусульмане в целом не разделяют западные ценности, враждебны к ним, и это нужно понять. В сущности, это то, о чем говорил президент Буш в самом начале: или с нами, или против нас. Его и обвиняют главным образом в этом черно-белом видении мира. Людям трудно примириться с мыслью, что война действительно началась. Вот так человек, который чувствует, что болен, не хочет идти к врачу, он боится узнать страшную правду: может, так рассосется?

– Но и Россия, и страны бывшего СССР пока еще действительно «больны» национальными и религиозными проблемами. В отличие от благополучной по этой части Америки. Может, дать сначала выздороветь, а потом уж и политкорректность посылать куда подальше?

– Что касается России и ее проблем с «инородцами», то здесь нелишне вспомнить мысль о России как подсознании Запада. Подсознание всегда видит («чует») правду, оно никогда не ошибается, потому что оно – инстинкт. Россия все доводит до абсурда, потому что нутром чует ту или иную страшную правду и по наивности именно ее реализует. Вот так в России строили социализм: сразу же довели до абсурда потенциальные его негативы, сразу же дошли до тупика. Теперь так же строят капитализм, так же гротескно трактуют рыночную экономику и частную собственность: все берется в своей последней, оголенной крайности. Нынешняя нетерпимость к инородцам – простецкое выявление той мировой проблемы, которую принято называть «столкновением цивилизаций». А казуистические тонкости дипломатии и прочего в этом роде, как та же политическая корректность, для подсознания недоступны, да и вообще противоречат его природе.

– Политическая корректность, по-вашему, это лишь порождение «высокой» дипломатии? Если произведение искусства наступает на больную мозоль целой, если хотите, нации, разве это имеет отношение к дипломатии?

– Вопрос об отношении искусства ко всякого рода табу – совсем иной, нежели истолкование этих проблем в общекультурном дискурсе. «Борат» потому и раздражает, потому и не дает покоя, что смешал эстетику и политический резонанс своей тематики. Что касается искусства как такового в его отношении к табу, вне каких-либо политических или даже вкусовых обертонов, то здесь можно вспомнить Шкловского, который говорил: искусство растет краем, постепенно вбирая в себя тот или иной внеэстетический материал. Дело не в том, какой материал использовать, но в том, как. Искусство не терпит прямоговорения (тот же Шкловский).

– Значит, получается, что в искусстве можно все, было бы исполнено хорошо?

– Именно. Взять хотя бы ненормативную лексику. Кто-то однажды сказал, что матом можно говорить, но нельзя ругаться. Но матом можно говорить и в искусстве, придать ему эстетическое измерение. Совершенно случайно мне попалась пластинка Саши Каретного, рассказывающего исключительно матом о невзгодах постсоветской жизни. Это было сделано искусно, мат воспринимался не сам по себе в первозданной его грубости, не как материал, а как значащая форма. Он именно разговаривал матом, а не ругался. Я не знаю, кто он и откуда, но желаю ему всяческих успехов. Если хотите, это русский Борат.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
840
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2624
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1782
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1391

Другие новости