Искусство Центральной Азии в кураторском проекте Виктора Мизиано «Актуальный архив», собранном из работ последних пяти лет, произвел культурный шок на Венецианской биеннале, теперь и Москве. Практически одновременно в Центре на Солянке авантюристы братья Гао из «красного» Китая с фотографиями «Один и вместе». Их всех «ожидает» самарский художник Владимир Логутов, показывающий толпу людей в фонде «Современный город».
Как оказывается, Москва еще не вся состоит из заново построенных особняков и застекленных офисных зданий. В переулках затаились старые, пронизанные сыростью дома, ждущие своего часа. В одном из таких, называемом домом Спиридонова, происходят странные дела – выставка «Актуальный архив», современное искусство Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. На четырех этажах, на старой парадной лестнице, между зеркалами в дубовых рамах и потолком с лепниной говорят, шепчут и показывают художники, имена которых для московской публики «пустой» звук. Именно этот проект одобрили на Венецианской биеннале.
На выставке художники в первую очередь отстаивают право на территориальную обособленность. Все приемы и методы, используемые на практике, – про их землю. Здесь все время едут «Транссибирские амазонки» в видео Муратбека Джумалиева и Гульнар Касмалиевой, вся комната завалена клетчатыми баулами, кое-где между сумками – мониторы с бесконечно едущим поездом и распевающими женщинами-«челноками», там же в поле сидит «Снайпер» Саида Атабекова, качает колыбельку, ручка которой – автомат Калашникова. Все там же Вячеслав Ахунов и Сергей Тычина лепят из глины рыб, пускают их в море, где они растворяются, таким образом вспоминая о старой советской истории, когда в водоемах травили рыбу. Чувствуется, что показанные произведения лишь часть их больших проектов, которые только начали «расти». При увеличении масштаба есть угроза превращения толпы художников в «кочующих захватчиков» из мерцающей миражами Азии. Вспоминаются популярные ранее предсказания Нострадамуса о том, что угроза идет с Востока, именно «желтолицые люди» покорят нас вместе со старушкой Европой.
Хотя выставка братьев Гао немного успокаивает разбушевавшуюся фантазию. Вот где опасность не грозит. Их охарактеризовали как скандалистов, дебоширов, опальных художников, изгнанных из коммунистического рая. На фотографиях причин, вызвавших такую реакцию, не найти. Самая известная серия связана с объятиями: люди прижимаются друг к другу на улицах, на дорогах после аварии или после долгой разлуки, обнаженные среди одетых. Разврата нет, напротив, столько человечности в этом проявлении любви. Есть еще фотографии недостроенных домов, в которых вместо окон стоят люди как прототипы будущих жильцов и две руки в красных перчатках на фоне дороги.
Может, нас в сумасшедшем мегаполисе и с открывшимся горизонтом после «Актуального архива» братья Гао не шокируют, но, скорее, они вообще не про шок и не про запрет. Самые настоящие гуманисты, даже хиппи, и если вспомнить, что хиппи добровольно уходили из городов, то, может, и братья Гао добровольно ушли в изгнанники.
Напоследок в фонде «Современный город» проект Владимира Логутова «Ожидание». Простое и ясное высказывание – два экрана, на которых стоит толпа людей. Камера едет мимо них, а видео не заканчивается, закольцовываясь на двух экранах. Подобные работы идеальны для учебного пособия, на их примере можно рассказать про все актуальные философские течения и движения.