Вот уже десять лет Московская филармония и народный артист России, саксофонист и дирижер Георгий Гаранян проводят абонементные джазовые концерты, за которые маэстро был удостоен Государственной премии. Несколько дней назад Гаранян узнал о своем тайном увольнении из оркестра Лундстрема. По Москве поползли слухи об отмене его концертов. Тем не менее маэстро как ни в чем не бывало вышел на сцену Большого зала консерватории во главе ансамбля, который составили знаменитый финский джазмен, основатель и бессменный руководитель известнейшего джазового фестиваля в Пори – контрабасист Юрки Кангас, барабанщик оркестра Лундстрема (в течение последних 26 лет!) Владимир Журкин, а также музыканты, разлетевшиеся когда-то из нашей большой общей Родины в разные стороны: скрипач Виталий Имирели уехал из солнечной Грузии на север, в Финляндию, а пианист Леонид Пташка улетел из снежной Москвы на юго-восток, в знойный Израиль.
Это был настоящий джем-сейшн – концерт-импровизация, поскольку участники ансамбля впервые встретились вместе в день концерта. Настоящий джазовый угар начался лишь после антракта, когда Виталий Имирели на своей электроскрипке умудрился собрать в одной импровизации (на тему «Миража» Рейнхардта) не только весь скрипичный джаз от Стефана Грапелли до Жан-Люка Понти и Давида Голощекина, но и классику от партит Баха до каприсов Паганини.
Тем временем в Светлановском зале Дома музыки Национальный филармонический оркестр России и дирижер Джеймс Конлон играли музыку «от Шехерезады». Самая знаменитая сказочница, образ которой инспирировал сочинения Мориса Равеля и Римского-Корсакова, стала главной героиней концерта под эгидой абонемента «Европейский и русский модерн».
Придерживаясь временных рамок стиля модерн в музыке, Национальный филармонический оркестр России включил в свой абонемент разнообразные сочинения знаменитых русских и зарубежных композиторов, подчинившись дирижерскому искусству постоянно сотрудничающих с коллективом маэстро. В октябре прозвучали Вторая симфония Курта Вайля и «Картинки с выставки» Мусоргского–Равеля под управлением главного приглашенного дирижера Иона Марина. В декабре и январе контрастные опусы Равеля, Скрябина, Лядова, Мосолова будут исполнены оркестром под дирижерскую палочку Владимира Симкина и Владимира Спивакова.
Именитый американец Джеймс Конлон, запомнившийся по прошлому сезону великолепным исполнением с НФОР «Военного реквиема» Бриттена, на этот раз избрал партитуры, овеянные восточным колоритом под названием «Шехерезада» – увертюру и вокальный цикл Равеля и симфоническую сюиту Римского-Корсакова.
Три стихотворения «Азия», «Волшебная флейта», «Равнодушный», вдохновившие Равеля на восточные зарисовки, от первого лица исполнила сопрано Хибла Герзмава. Солистка, олицетворявшая собой Шехерезаду, прекрасно справилась с образностью как драматическая актриса, но, к сожалению, не как певица, творящая чудеса голосом. В омузыкаленных словах, повествующих о восточной экзотике, при всех великолепных вокальных данных Герзмавы, не доставало очарования, томления и неги, необходимого тембра – обволакивающего, переливающегося, воспламеняющего.
Красочные партитуры оркестровых сочинений Равеля и Римского-Корсакова, в которых оркестр должен был раскрыть богатство возможностей тембрового звучания (от призрачного ветерка пианиссимо до взрывных волновых кульминаций фортиссимо), НФОР с Конлоном несколько упростили. Увлекательное живописное повествование было лишено некой пряности восточных образов, рафинированности ансамблевого звучания, колоритной щедрости оркестровых созвучий.