Джулия Ладзарини исполнила свою роль как оперную партию. Сцена из спектакля «Счастливые дни». (Фото Михаила Гутермана)
Своего единственного Беккета Стрелер поставил почти четверть века назад. Шло время, менялись ее партнеры, но роль Винни всегда исполняла только Джулия Ладзарини.
«Счастливые дни» – одна из репертуарных пьес театра абсурда. Стрелер поставил спектакль в лаконичной черно-белой гамме (художник Эцио Фриджерио). На переднем плане – спускающаяся в партер белая гора песка. Черные кулисы и черный глянцевый задник, в котором еще до начала спектакля зрительный зал видит свое отражение. Несколько мгновений полной темноты и тишины, и авансцена освещается ярким светом – на ней немолодая женщина по пояс в песке. Около нее белый зонтик и черная сумочка, из которой она извлекает расческу, щетку, зеркальце, пистолет, лупу, музыкальную шкатулку┘ Это ее спутники жизни, ее друзья, ее воспоминания.
«О, благодарю тебя! Еще один счастливый день!» – торжествующе говорит она. Ее голос полон тысяч оттенков. Подобно музыкальному инструменту он звучит в разных тональностях, то тихо и нежно, то звенит радостно, как колокольчик, то поднимается до крика и боли┘ Джулия Ладзарини исполнила свою роль почти как музыкальную партию. Актриса в высшей степени эмоциональная, тонкая, гибкая, в совершенстве владеющая филигранной техникой актерской игры. Ее лицо способно передать любое настроение, любой оттенок чувства, ее жесты точны, пластика выразительна, несмотря на то что возможности актрисы в этой пьесе ограничены по определению.
Винни здесь существует на грани между выжженной пустыней и вечной тьмой, но ее голос полон надежды и любви, а старомодная красная шляпка из лепестков роз кажется цветком в пустыне, огоньком жизни на фоне черноты ночи. В образе Винни столько тепла, человечности, жизненной силы и стойкости, вопреки всему и несмотря ни на что.
В спектакле Пикколо театро много юмора, хотя он об одиночестве, страшном, безысходном, о беспощадности жизни, которая раздавливает человека и буквально поглощает его. Музыкальная тема, которая открывает и закрывает каждый акт, звучит вместе с метрономом, отсчитывающим время. В конце спектакля он становится колоколом, который ждет каждого в конце его пути.
Во втором действии – наиболее сильном из двух – Винни уже сидит в песке по шею. Теперь у нее остались только лицо и голос. В первое мгновение освещенное ярким светом лицо ее кажется пугающей маской. И действительно конец уже близок. Но резкий звонок нового дня пробуждает ее, и она вновь начинает говорить – говорить, чтобы заполнить свою жизнь звуками и победить окружающую ее тишину, вновь зовет своего Вилли (Франко Санджермано), просит его сказать хоть слово.
Однако она ни разу не произносит слова «смерть». В спектакле Пикколо театро при всем его драматизме жизнеутверждающее начало побеждает. «Счастливые дни» – это гимн жизни, гимн любви и красоте, всему живому – тому, что так любил Джорджо Стрелер и так проникновенно умеет передать Джулия Ладзарини.
Там, где она, – свет и радость, где ее нет, – мрак ночи, тьма небытия. Но и эту тьму она в конце концов побеждает. В финале спектакля черный задник просиял красотой звездного неба. Жизнь прекрасна, даже если она кончается. Ведь она все-таки была!