Михаилу Лавровскому исполнилось 65 лет, Марис Лиепа мог бы (если б был жив) отметить свое 70-летие. Юбилей двух выдающихся танцовщиков Большого театра отмечали с помпой, хотя и совершенно по-разному. Михаила Леонидовича носили на руках в Театральном центре на Страстном бульваре – это был вечер «для друзей». Мариса Эдуардовича поминали в Кремлевском дворце.
Лавровского поздравили Юлия Борисова, Михаил Козаков, Станислав Говорухин и Николай Караченцов. Показанные видеофрагменты ролей юбиляра в Большом театре заставили впасть в ностальгию: никто сегодня не танцует Альберта в «Жизели» так неистово и нежно. К счастью, торжественной частью не ограничились и растворили велеречивые спичи в потоке подарков (в основном – качественные горячительные напитки) и концертных номеров – серьезных и «прикольных». Чего стоили хотя бы фрагменты знаменитой на всю Москву видеоколлекции балетных курьезов, собранной танцовщиком Антоном Домашевым, – падения исполнителей на спектаклях, спотыкания, столкновения с декорациями и друг с другом, причем на полном скаку. Или выступление «оркестра», составленного из виртуозов игры на стиральной доске, пишущей машинке, бухгалтерских счетах и цинковом ведре. В таком составе в честь юбиляра была исполнена вариация из балета «Дон Кихот». Сам Лавровский предложил творческую заявку: он мечтает поставить «синтетический» спектакль, в котором слово и пластика существовали бы на равных, и примеряется к шекспировскому «Ричарду Третьему».
Концерт в Кремле, организованный Фондом Мариса Лиепы, в прямом смысле начался с вешалки. Точнее, с театрального фойе, где были расставлены стенды с фотографиями: красивый блондин сидит за столом с вальяжной старухой (вдова дореволюционного миллионера Лианозова, у которой юный Марис, не имевший угла в столице, снимал комнату). Пижон и щеголь, весь в белом, стоит у стены миланского театра Ла Скала, рядом с афишей гастрольного «Спартака». Лиепа с Высоцким и с Людмилой Зыкиной, с Юрием Григоровичем, тогда еще другом, а не врагом┘
Участие звезд балета (Евгения Образцова и Михаил Лобухин из Мариинки, Светлана Захарова, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе и Сергей Филин из Большого, Роберто Болле из Ла Скала) придало вечеру солидный уровень. А явление родственников юбиляра вернуло камерный семейный статус: режиссером концерта был сын Мариса Андрис, а дочь юбиляра Илзе появлялась в разных номерах четыре раза. Фонду Лиепы хотелось бы пожелать чувства меры. Показать фрагменты из нового документального фильма о Марисе – прекрасно, но не столько же времени! А три номера про лебедей в первом отделении – явный перебор. При том что одна из трех птиц была мужчиной: гастролер из американского Гарлемского балета изображал не только физическое тело, а нечто несгибаемо-духовное, символически гибнущее под ножами браконьеров.