«Я еще полна энергии!» – предупредила Галина Вишневская.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Приглашенные на юбилейный гала в Концертный зал имени Чайковского одновременно оповещались: при желании можно прийти и поздравить Галину Павловну лично, поздравления принимаются с двух до четырех в Центре оперного пения Вишневской на Остоженке.
Гостей было много, о числе букетов можно судить хотя бы по тому, что в нескольких центральных цветочных салонах заказы отказывались принимать уже накануне, ссылаясь на то, что заняты составлением букетов на юбилей Вишневской (!). Несмотря на то что по радио и телевизору еще шла трансляция общения президента с народом, поздравить Вишневскую днем пожелали глава Счетной палаты Сергей Степашин, губернатор Владимир Шаманов, а также представители творческой интеллигенции Москвы – директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова, директор Московской филармонии Алексей Шалашов. От президента Азербайджана Ильхама Алиева Вишневская получила в подарок изумительной красоты кольцо с крупной темной жемчужиной, на которую поставила свои лапки инкрустированная драгоценными камнями лягушка. Кольцо юбилярша, одетая в платье, отделанное золотом, тут же с удовольствием надела. На вопрос, какой подарок она получила от Мстислава Ростроповича, Вишневская загадочно улыбнулась и сказала, что он – впереди.
А вечером в Концертном зале им. Чайковского можно было увидеть атрибуты монаршей власти: роскошный трон, царскую ложу, благоговейную свиту, теснящуюся толпу. Была и сама царица в платье со шлейфом. «Мне 80 лет. Это не шуточки, – сказала она, потом грозно предупредила: – Я полна энергии».
Своего глашатая (извините, советника) с приветствием прислал президент РФ Владимир Путин. Мэр Москвы Юрий Лужков прибыл прямо со строительного объекта, едва успев переодеться в модный костюм. Из Нью-Йорка на поклон специально прилетели баритон Владимир Чернов и бас Владимир Огновенко. Из Токио – великий дирижер Сейджи Озава (открывший концерт Полонезом из «Евгения Онегина»); из Лондона – выдающийся тенор Деннис О’Нил. Из мирового турне выкроил день скрипач № 1 Максим Венгеров, буквально взорвавший зал «Размышлением» Массне. Из Петербурга приехала солистка Мариинки (а также звезда Ла Скала, Метрополитен-оперы, Опера Бастий и других театров) Лариса Дядькова, чтобы спеть Гадание Марфы из «Хованщины». А еще был мощный десант из Большого театра, который словно отдавал Вишневской старые долги: дирижер Павел Сорокин, бас Владимир Маторин, прима-балерина Светлана Захарова и колоритное грузинское трио: сопрано Маквала Касрашвили, тенор Бадри Майсурадзе и премьер балета Николай Цискаридзе. В итоге получился концерт такого уровня – и по собранным вместе музыкальным шедеврам, и по звездным именам, и по качеству исполнения, – что ему могли бы позавидовать лучшие сцены мира.
Однако присутствие Вишневской превратило этот гала-концерт («Галя-концерт», как пошутил его ведущий Святослав Бэлза) то ли в открытый урок, то ли в конкурсное прослушивание, а планетарных звезд – во взволнованных студентов. Тем более что их выступления чередовались с видеопроекциями записей самой Вишневской в ее премьерных партиях: Катарины из «Укрощения строптивой» Шебалина, Наташи Ростовой из прокофьевской «Войны и мира», героини монооперы Пуленка «Человеческий голос».
Вишневская естественно и точно сыграла предназначенную ей роль – царицы оперы. Это было видно даже в мелочах – в том, например, как тихо сказала подошедшей к ее трону Маквале Касрашвили: «Тут ступенька, осторожно, не упади».
Именно поэтому оправдан и логичен был финал на музыку знаменитой Заздравной песни из «Травиаты»: когда мужчинам-певцам в окружении полусотни молодых и очень талантливых красавиц из Оперного центра Вишневской необходимо было выбрать царицу бала (преподнеся ей бокал шампанского), они безошибочно направились к трону Вишневской...