Внешне Скорсезе не выглядит усталым.
Фото Reuters
Два года назад в США с большим успехом прошел гонконгский боевик «Двойная рокировка». И тут же Мартину Скорсезе предложили сделать ремейк, перенеся действие в Америку. Скорсезе взялся за дело рьяно, на главные роли пригласил мегазвезд – Леонардо Ди Каприо, Мэтта Дэймона и Джека Николсона. На прошлой неделе премьера фильма «Отступники» прошла на Первом международном кинофестивале в Риме. Фильм шел вне конкурса, именовался «специальным событием», а приехавшие в Рим Скорсезе и Ди Каприо стали чуть ли не главными героями этого пафосного фестиваля.
То, что «Отступники» шли вне конкурса, для Скорсезе, наверное, большая удача. В противном случае жюри, состоявшее из местных синефилов, сильно бы расстроило и без того расстроенного регулярным невниманием со стороны «Оскара» режиссера. Изящный психологический гонконгский боевик в руках Скорсезе превратился в банальную голливудскую историю с простреленными головами, непорядочными мафиози с мафиозной внешностью и повадками, разборками на крышах бостонских небоскребов и непременно заблуждающейся относительно своего возлюбленного приличной молодой женщиной.
Сержант-детектив Колин Салливан (Мэтт Дэймон) бодро карабкается по служебной лестнице, пытаясь накрыть банду Фрэнка Костелло и самого Костелло (Джек Николсон). Отсидевший на зоне отморозок Билли Костигэн, бывший однокурсник Колина, входит в доверие к Костелло и начинает рост в качестве потенциального преемника мафиози. В полиции не догадываются, что симпатичный сержант Салливан – на самом деле давний друг Костелло и его осведомитель, то, что на криминальном жаргоне называется «крыса». Салливан, в свою очередь, не догадывается, что его бывший однокурсник-бандит – тоже «крыса», только полицейская, внедренная в банду Костелло. В конечном итоге главный мафиози принимает смерть от своего давнего друга-осведомителя, а оба двойных агента гибнут от рук полицейских.
Жаль, что Скорсезе снял этот фильм. Слишком свежа в памяти «Двойная рокировка», чтобы не заметить, с какой топорной легкостью Скорсезе выхолостил весь смысл, оставив только фабулу, которая сама по себе ничего не значит – так, полицейская история, видали и получше. При этом он со скрупулезной точностью перенес в свой фильм чуть ли не все диалоги, словно бы виновато расшаркался перед авторами «Рокировки» – я, мол, вас тут выдоил как мог, смысл выкинул, зато слова оставил. Ей-богу, лучше бы он этого не делал. Ну хотя бы не расшаркивался. Конечно же, Скорсезе – суперпрофессионал, и в фильме есть сцены просто отличные. Ди Каприо, слава богу, окончательно избавился от имиджа мальчика-цветочка и любимца нимфеток и все увереннее осваивается в нише сильного драматического актера. Николсон великолепен как всегда, однако это «как всегда» немного смущает – словно, достигнув невиданных высот мастерства, актер теперь слегка лениво, без особого напряжения, «на автомате» тиражирует наработанный десятилетиями блеск.
Когда сержанту Салливану поручают найти «крысу» в полиции, тот отчаянно жалуется боссу-мафиози: «Я должен найти самого себя». – «С возрастом это проходит», – успокаивает Костелло. В этих словах – «найти самого себя» – и был смысл «Двойной рокировки». Скорсезе запросто пренебрег двойным смыслом, вложенным в слова двойного агента, который живет как зеркальное отражение своего коллеги-«крысы», смыслом, ради которого только и стоило бы снимать такое кино. А уж никак не ради цветистой интриги, спецэффектов и совсем не к месту постельной сцены. Чего-чего, а этого в мировом кино предостаточно. Устал, что ли, Скорсезе? Сил хватило только на то, чтобы замах на рубль сделать. (Точнее, на 90 млн. долларов – таков бюджет «Отступников», львиная доля которого ушла на гонорары звездам.) А с ударом не задалось – даже в нокаут никого отправить оказался не в силах. Кроме, похоже, себя самого.