Съезд СТД РФ проходит один раз в пять лет. На него съезжается вся театральная Россия, для большинства которой в последние пятнадцать лет путешествие в Москву, прямо скажем, не самое дешевое. К примеру, авиабилет с Дальнего Востока до Москвы на одного человека обойдется в 18 тысяч рублей. Поэтому съезд – возможность повстречаться. А для руководства СТД его проведение является еще и дорогостоящим мероприятием. Участие в работе съезда – возможность для театральных деятелей России хоть как-то поддержать прежние связи, контакты, наконец, просто увидеться.
В работе приняли участие 169 делегатов, имеющих право голоса, не считая приглашенных гостей и прессы. Два вопроса можно назвать главными в повестке форума: что будет с реформой театров и кто будет председателем СТД РФ.
После того как почтили минутой молчания ушедших театральных деятелей (среди них – Давид Боровский, Наталья Крымова, Олег Шейнцис, ректор Ярославского театрального института Вячеслав Шалимов) и поздравили тех, кто получил звания и награды, председатель СТД РФ Александр Калягин выступил с отчетным докладом.
Поскольку на его долю на этом посту выпало отстаивать права театра перед государством, значительную часть своего выступления Калягин посвятил проблеме театральной реформы (которая является частью общей реформы учреждений бюджетной сферы). Уже несколько лет проект, предложенный правительством, будоражил театральное сообщество. После митингов, петиций, писем президенту театральные деятели добились некоторых существенных поправок к готовящемуся закону об автономных учреждениях и в «Основы законодательства о культуре». Теперь театр, выбравший путь автономии, сохраняет все государственные дотации с учетом оплаты налогов и аренды земельных участков. Если же самостоятельное плавание у театра не очень получится, он может снова стать бюджетной организацией. Никто не будет требовать от театров выбора – они смогут остаться бюджетными учреждениями, но в этом случае все заработанные театром деньги будут поступать в распоряжение государства. Выступление Калягина с облегчением было воспринято театральными деятелями – годы напряженности всех утомили, и благая весть пришлась кстати.
После доклада в прениях выступали актеры, режиссеры и руководители российских театров (кстати, в зале в подавляющем большинстве присутствовала провинциальная Россия – известных театральных деятелей Москвы и Санкт-Петербурга было мало). Говорили о том, что молодые режиссеры не стремятся руководить театрами, растить свою труппу, а приходят на постановку одного-двух спектаклей; что падает нравственный уровень публики, которая диктует низменные вкусы театрам. Последнее ставит театры в положение обслуживающего персонала; что новая режиссура порой не уважает ни текст, ни актера. Говорили также и о том, сколь трудное положение в стране с детскими театрами, и в связи с этим положительно оценивали встречу президента Владимира Путина с Александром Калягиным, на которой как раз шел разговор о поддержке детских театрах. В очередной раз поднимался вопрос об отсутствии гастролей. За эти годы, говорили выступавшие, провинциальная публика развращена столичной антрепризой, понижающей запросы и критерии российского зрителя.
Словом, за два дня у руководителей региональных театров было право высказаться и выслушать друг друга. Общее настроение было более чем благостным – деятельность руководства СТД была оценена высоко, на что, безусловно, повлияли последние события, связанные с театральной реформой.
На второй день съезд занялся насущным – выборами. Помимо избрания секретариата СТД предстояло также избрать на новый срок председателя СТД РФ. Всем было понятно, что на новый – третий – срок будет выбран Александр Калягин. Однако будет ли выдвинута делегатами иная, альтернативная фигура? Михаил Пушкин, директор театрального центра «На Страстном», предложил свою кандидатуру.
По результатам выборов председателем СТД избран Александр Калягин. Голоса распределились так: А. Калягин: за – 158 голосов, против – 9; М. Пушкин: за – 7, против – 160. Против всех – 2. Таким образом, театральное сообщество еще на пять лет обрело руководителя.