Юрий Ушаков. «Велес».
Фото с сайта Государственного музея-заповедника «Кижи»
Выставка художника и архитектора Юрия Ушакова, открытая в Аптекарском приказе Музея архитектуры им. А.В. Щусева, на первый взгляд принадлежит сфере contemporary art. На белых кирпичных стенах палаты XVII века развешаны небольшие акварельные работы, кажущиеся издалека цветными пятнами. Под сводами проецируются черно-белые фотографии, отчего пространство заполняется тенями и легкими движениями.
Траектория посетителей традиционного музея оказывается затруднена. Последовательно и внимательно разглядывать ни рисунки, ни фотографии не представляется возможным. Однако именно эта сознательно созданная сложность восприятия (автор идеи – директор МУАР Давид Саркисян), пропитанная медиашумом, позволяет оценить бесхитростную простоту акварельных набросков, а главное, простоту и бесхитростность изображаемого – русского Севера.
Юрия Ушакова, автора известной в узких кругах монографии «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера», северная деревянная архитектура интересует не как экзотика. И бесчисленные ее зарисовки, выполняемые в течение нескольких десятков лет, – это не просто вариант досуга. Хотя досуг, проведенный на свежем прохладном воздухе северных городов и поселков, – дело, конечно, приятное само по себе. Ушакова, однако, занимало одно свойство местной архитектуры, которое вообще-то является свойством любой хорошей архитектуры, в том числе современной.
Свойство это – встроенность здания в окружающее пространство, образование с этим самым пространством некого топографического, визуального и природного единства. Такая архитектура не то чтобы становится частью природы (в конце концов архитектура по определению антиприродна), но не противоречит, а оформляет и завершает ее. Все эти северные поля, озера, деревца уже не мыслятся без покосившихся колоколен, бревенчатых изб и стаи крестов на куполах. Северное зодчество для Ушакова не только не экзотика, но, напротив, глубинный образ России, однажды найденная и каждый раз академично и одновременно трепетно воспроизводимая Древняя Русь.
Помимо природы и архитектуры в своих рисунках Ушаков обращается еще к одному пласту русской идеи – к славянской мифологии. Яркие и корявые фигуры Перуна, Велеса, Бабы-яги завершают выставку и позволяют рассматривать ее не в исследовательском, а в культурном контексте. Юрий Ушаков выступает помимо исследователя и историка архитектуры еще и культурологом или, как написано в пресс-релизе, «певцом русского Севера». Песни певца русского Севера предоставлены для выставки Юрием Линником, создателем Музея русского Севера.
Транслируемые фотографии взяты из фондов самого музея архитектуры. Предельно реалистические изображения людей, природы и зданий накладываются на изображения мифологические. В результате получается среда, насыщенная образами и национальными символами. Такую среду создает МУАР совместно с историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи», откуда, собственно, и приехала коллекция. Дерево, снег и славянский пантеон, оказывается, прекрасно сочетаются со средствами технической воспроизводимости. Похоже, что получившийся продукт имеет самостоятельную художественную ценность. Хотя на выставке дело совсем не в ней.
Фото с сайта Государственного музея-заповедника «Кижи»