Проект был сделан по всем канонам европейских форумов, проверенных временем, возможно, поэтому акция с прививанием интереса к актуальной академической музыке большинству удалась. Первое: известные имена и исполнители (в случае «Территории» модный дирижер Теодор Курентзис и австрийский ансамбль Klangforum Wien) как фигуры для привлечения наибольшего публичного внимания, заодно и придающие статус событию. Второе: момент спецзаказа на сочинение композиторам (птицу счастья ухватили три автора – москвич Дмитрий Курляндский, берлинец Сергей Невский, харьковчанин Александр Щетинский), и как следствие – исполнение свеженаписанного в качестве мировых премьер. Третье: посвящение одной теме – в данном случае организатором и вдохновителем выступила последняя часть «Реквиема» Моцарта «Laсrimosa», на тему смерти Курентзис как заказчик и предложил пофантазировать композиторам. Как известно, именно на разделе «Lacrimosa» смерть Моцарта прервала сочинение «Реквиема». Четвертое: оригинальное сочетание в программе музыки прошлого («Песнь о земле» Густава Малера) и настоящего (опусы вышеперечисленных плюс «Четыре песни, чтобы переступить порог» французского мастера современной музыки Жерара Гризе). И, наконец, пятое, немаловажное – материальная поддержка государства (от правительства Москвы до администрации президента). Если говорить о сочинениях трех избранников Курентзиса, то «Видение старца» Щетинского и «Взгляд издали» Невского оказались наиболее понятными и естественными по музыкальному новоязу для большинства пришедших. Произведение «Анатомия боли» Дмитрия Курляндского, самого молодого из всех авторов, своими внезвуковыми инструментально-ментальными изобретениями оказалось наиболее неоднозначным сочинением.
А между тем вокруг еще одного сочинения Курляндского уже разгорелась дискуссия на Западе. На «Музыкальных днях» в немецком городе Донауэшингене прошла премьера его сочинения «Contra-relief». Чтобы обозначить степень мировой значимости фестиваля с семидесятилетним стажем, а заодно и весьма солидный уровень, на который вышел молодой российский композитор, достаточно отметить, во-первых, что в Донауэшингене до сих пор с трепетом вспоминают премьеру «Агона» Стравинского с автором за дирижерским пультом, а во-вторых, что композиторы, обладающие сегодня непререкаемым авторитетом (Вольфганг Рим или Брайан Фернехоу), считают за честь получить заказ от юго-западного радио Германии (организатора фестиваля). «Contra-relief» было исполнено в одной программе с новым сочинением Маурисио Кагеля, взорвавшего музыкальный мир шестидесятых своими экспериментами в области «инструментального театра». Возвращаясь к нашему соотечественнику, отметим, что его опус стал, пожалуй, самым смелым не только внутри одного концерта, но и всего фестиваля. Сочинение Курляндского, инспирированное инновациями советского архитектурного авангарда 1920-х годов (прежде всего нереализованными проектами Владимира Татлина), продолжает открытия музыкального авангарда того же времени. Достаточно вспомнить знаменитый «Завод. Музыка машин» Мосолова, где звуковая картина работающих механизмов реалистично воплощена средствами традиционного оркестра. В партитуре композитора современного поколения индустриальная звуковая картина поэтично воплощена крайне нетрадиционными способами использования инструментов оркестра. В сочинении Курляндского водят стеклом по струнам рояля, а у духовых снимают мундштук и извлекают шумовой поток прямо из ствола инструмента, с чем виртуозно справились музыканты знаменитого Шенберг-ансамбля. Добавим к этому тембры нетрадиционных инструментов (например, электрические дрели, звучащие на разной высоте) и получим оригинальную палитру шорохов, ревов, звонов и звуков, которые к чести автора весьма пластично (а значит музыкально) организованы во времени и пространстве. Судя по реакции публики (одни аплодировали, другие освистали) «Contra-relief» еще будет обсуждаться на Западе. Молодому российскому автору (равно как и современной отечественной музыке) это только на руку. Современная российская музыка пока плохо известна за пределами России, и пока любой знак внимания для нее драгоценен.