0
1342
Газета Культура Интернет-версия

24.10.2006 00:00:00

Святой из Дрездена

Тэги: святой себастьян, дрезден, пушкинский


святой себастьян, дрезден, пушкинский «Святой Себастьян» сначала был написан на деревянной доске, а потом перенесен на холст.
Иллюстрация предоставлена пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Идея этой выставки возникла спонтанно. Примерно год назад директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова вместе с директором Государственных художественных собраний Дрездена доктором Мартином Ротом прогуливались по галерее старых мастеров дрезденского музея. И там, за разговором, возникла идея проекта «выбор директора». Решено было, что каждый директор выберет из коллекции музея-партнера одну картину, которая будет экспонироваться в его музее. Выбор Ирины Антоновой пал на «Святого Себастьяна» Антонелло да Мессины, а эту историю рассказал на прошлой неделе приехавший открывать выставку Мартин Рот.

Доктор Рот рассказал также, что «Святой Себастьян» – одно из любимых произведений посетителей дрезденского музея. Это и не удивительно. Как ни банально звучат эти слова, но картина эта – выдающийся шедевр итальянского раннего Возрождения. Антонелло да Мессина – один из самых значительных и оригинальных художников-реформаторов – написал образ Себастьяна около 1476 года во время своего недолгого пребывания в Венеции. Первоначально написанный на деревянной доске (более двух веков назад живопись перенесена на холст) образ представлял собой левую створку триптиха, выполненного для венецианской церкви Сан Джулиано, и был заказан художнику в связи с очередной вспышкой эпидемии чумы, защитником от которой считался святой Себастьян. Все исследователи соглашаются с тем, что этот образ – одно из самых совершенных творений да Мессины. В нем – не только гений живописца, но и вся философия, все художественные принципы Ренессанса. Пластика античности, заново обретенной мастерами того времени, духовность нового мировоззрения, страдание, замененное размышлением, и множество деталей, не обусловленных сюжетом, но «рассказывающих» свою историю – обломок колонны у ног святого, развязавшаяся веревка, заснувший стражник и почти опустевший город.

«Святой Себастьян» не в первый раз приезжает в Москву – в течение 10 послевоенных лет картина находилась в стенах ГМИИ вместе с другими шедеврами Дрезденской галереи. А сейчас московская публика одна из первых видит работу после длившейся 5 лет реставрации. Один из главных ее результатов – обнаруженная под более поздними реставрационными слоями подпись художника. Внимательный зритель увидит ее в левом нижнем углу картины на иллюзорно написанном листочке бумаги, не сразу заметном на плитах городской площади, на которой стоит Себастьян.

Выставка одной картины – явление для Пушкинского музея не новое. Так же экспонировали в Москве и «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, и «Донну Велату» Рафаэля, и «Мастерскую художника» Вермеера Дельфтского. Идея эта вполне оправданна – смотреть работы такого уровня действительно лучше по одной, не отвлекаясь. Впрочем, на выставке «Святой Себастьян» да Мессины окружен экспонатами из коллекции ГМИИ, близкими по времени или же сюжету. Большая часть живописных и графических работ представляет более поздние изображения того же Себастьяна или сцены страстей Христовых. А слепок статуи Аполлона V в. до н.э. показан как образ античной культуры, служившей образцом для художников итальянского Возрождения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1659
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1034
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
748
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1023

Другие новости