Ранее в концертах Полянского были исполнены «Джоконда» Понкиелли, «Андре Шенье» Джордано, «Джезуальдо» Шнитке, «Франческа да Римини» Рахманинова┘ На сей раз пришел черед «Чародейки» Чайковского – оперы с неудачной судьбой, подвергавшейся многочисленным переделкам и в процессе ее создания, и позже – на театральных сценах, но так и не нашедшей своего успешного воплощения.
Разумеется, дирижер не случайно выбрал «Чародейку» для юбилейного концерта, организованного Московской государственной филармонией в честь 50-летия оркестра и 35-летия хора Государственной симфонической капеллы. Сложная, симфонизированная партитура, насыщенная мощными хорами и виртуозными сольными партиями, давала возможность проявить себя всему коллективу капеллы. Другое дело, что не обошлось без огрехов – впрочем, вполне объяснимых. Если в оперном спектакле шероховатости, а то и «сырой» музыкальный материал премьерного показа шлифуется в ходе последующих спектаклей, то при однократном концертном исполнении такой возможности нет, и составные части оперного организма просто не успевают «притереться» друг к другу. Так, в «Чародейке» далеко не всегда разборчивой была дикция хора и солистов (отчего публика теряла сюжетные нити). Оркестру не хватало сбалансированности и единого ощущения ритма. Весьма различались по уровню и певцы-солисты. Наиболее убедительны были исполнители главных партий, работающие с дирижером уже не первый год, – Людмила Кузнецова и Андрей Антонов, а также Сергей Москальков, появившийся на сцене в эпизодической роли, однако запомнившийся вокальной свободой и артистизмом.
Наши оперные театры инертны. Они весьма неохотно и медленно обновляют репертуар, предпочитая проверенные «шлягерные» названия. В этой ситуации концертные исполнения могут хоть как-то заполнить пробелы, зияющие в наших представлениях о том, что такое настоящая опера.