Когда московский областной государственный театр «Русский балет» задумал отметить четверть века существования, сцена Большого театра показалась организаторам наиболее удачным местом для проведения торжеств. Оно и понятно: отмечать юбилей в далеких от центра Кузьминках (постоянное место обитания «Русского балета») не хотелось. Выступить на сцене Большого куда приятнее, тем более что худрук «Русского балета» Вячеслав Гордеев в прошлом имел к ГАБТу прямое отношение. Он много лет танцевал там как солист, а два года – с 1995 г. по 1997 г. – не оставляя собственное хозяйство в «Русском балете», еще и руководил балетом Большого. Выпустив в ГАБТе свой спектакль «Последнее танго», Гордеев-хореограф очень обиделся на критику, оценившую премьеру крайне низко. А потом худрук ГАБТа Владимир Васильев не продлил контракт с Вячеславом Михайловичем, и тому пришлось снова ограничиться «Русским балетом». Но вековой обиды за отставку, такой, чтобы сказать самому себе «Я в этот театр больше ни ногой», Гордеев не затаил, тем более что и Васильева давно в ГАБТе нет. А важные для театра гости, приглашенные на гала-концерт под названием «Юбилейный фейерверк», явно оценили престижность арендованной сцены.
Главная идея юбилея – как можно крепче привязать труппу Гордеева к истории и традициям Большого театра. Помогала когда-то гордеевской труппе великая Марина Семенова с «Лебединым озером» – даем ее съемку и тут же плавно переходим к «живому» адажио из спектакля в исполнении «Русского балета». Репетировала давным-давно Раиса Стручкова «Бахчисарайский фонтан» – на экране ее танец, правда, в «Золушке», а потом сцена у «Фонтана». Вот и Михаил Лавровский, приглашенный быть вторым, кроме Гордеева, ведущим юбилея, тоже говорит о сохраненных в «Русском балете» классических традициях, которые не задушишь, не убьешь. В финале, когда по режиссерскому замыслу надлежит быть апофеозу, показали шутку: не пропадать же музыке, присланной в подарок Владимиром Спиваковым – бурному попурри, играемому в концертах на бис. Вот только не доверяет Вячеслав Михайлович собственному искусству движения. Или публику держит за детей детсадовского возраста, которым все надо разжевать и в рот положить. Никогда, видимо, публике не понять, что перед ней – пародия на балетный класс и балетные штампы, если не объяснить танец словами: мы тут иронизируем над «новомодными тенденциями современных балетмейстеров, которые стушевывают стиль, манеру и даже пол» исполнителей. А теперь представьте, что вам серьезно разъясняют, в чем соль анекдота, за минуту до того, как анекдот расскажут. Смешно будет?
┘На банкете после концерта Вячеслав Гордеев должен бы поднять бокал за великого предшественника, хореографа Мариуса Петипа, чьими трудами современный российский балет живет в моральном и материальном смысле. Ведь гордеевская труппа не только выступает в Кузьминках, но и активно гастролирует по американской и европейской провинции, принося хороший доход тамошним менеджерам. В Германии коллектив наградили «Золотым билетом», в знак того, что спектакли посетили более 100 000 человек в ходе одного турне, а в 1991 году театр был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы», присвоенного ассоциацией западноевропейских импресарио. Кормилица-классика (как правило, в редакциях худрука) никогда не подводит┘
Впрочем, в афише «Русского балета» есть и редко исполняемые номера из репертуара знаменитых танцовщиц прошлого – Фанни Эльслер и Анны Павловой, миниатюры, поставленные самим Гордеевым, и фрагменты из балетов советского времени. Все это было показано на юбилейном вечере, причем публике предлагалось воспринимать танцы не сами по себе, а как историческую миссию. В программке так и написано: «Мы видим в себе борцов, вступивших в решительную борьбу духа против убожества и суррогата человечности». Интересно, что имеется в виду под «убожеством и суррогатом»? Современный танец, что ли?