На экранах страны идет фильм Александра Велединского «Живой» с Андреем Чадовым в главной роли. После фильма Велединского уже успели сравнить и с Джармушем, и даже с Линчем. До этого режиссер снял фильм «Русское» по ранним рассказам Лимонова, сериал «Закон», выступил соавтором сценария «Бригады». Короткометражка Велединского «Ты да я, да мы с тобой» была представлена на Каннском фестивале. Фильм «Живой» вышел большим тиражом – 380 копий.
– Александр, сколько лет идее «Живого»?
– Четыре с половиной года, а то и больше. Сценарий написал мой друг Игорь Порублев. Я его прочел, хотел бросить все, а я как раз заканчивал сериал «Закон», чтобы быстрее запуститься с «Живым», но Игорь сказал: я писал его для себя. Но так сложилось, что Игорь вынужден был надолго уехать из Москвы, и подарил мне сценарий.
– Можно ли сказать, что в Андрее Чадове ты нашел своего актера?
– Не только в нем одном. И на Андрюшу, и на Лешу Чадовых смотрю немного по-отечески. Как на своих сыновей, а их у меня у самого двое. После «Русского» что-то знаю об Андрюше, но понимаю, что еще не все в нем разведал, не дал ему возможность сделать все, что он умеет, не открыл его с комической стороны. Дима Дюжев до сих пор мне благодарен за роль в «Русском», которую он сыграл после брутального Космоса из «Бригады». Очень хочется снимать Чадовых и дальше, равно как и других моих друзей.
– С чем связано твое желание уйти работать в театр?
– Желание-то есть, но возможности пока нет. Очень люблю монтировать, но кинематографическая технология меня уже достала. В театре четыре месяца, и спектакль готов. В моем случае – полгода. Но если и уйду в театр, то не скоро, потому что хочу снять еще три картины. Как минимум.
– И что же можно о них сказать?
– С одной картиной я уже запустился – она называется «В кейптаунском порту». Сценарий я написал десять лет назад. Продюсеры почему-то считают его арт-хаусным, хотя он кажется мне вполне зрительским. Сценарий очень дорогой – 3,5 миллиона долларов, потому раньше реализовать его было нельзя: надо снимать в Африке, на Дальнем Востоке, в Питере, в Москве и в Нижнем Новгороде. Кино должно быть странное. В нем не будет главных героев, зато будет очень много ролей, так что смогу занять всех своих любимых актеров. Идут переговоры с некоторыми иностранными темнокожими актрисами. Съемки начнутся в апреле. Другой сценарий написан совместно с Мариной Шептуновой. Он тоже проверен временем: начат двенадцать лет назад. Это высокая мелодрама про женщину. Наконец, у меня появится главная героиня, а то женщины в моих картинах все как-то на втором плане, затерты мужиками. Это кино можно снять за 30 дней, по сравнению с первым оно несложное, были бы только два хороших актера. Один уже есть – Витя Раков. Третий сценарий в работе. Для братьев Чадовых. Снова совершенно мужское кино. Кино про кино. Про нашу кинематографическую жизнь. Очень злое. Но я застолбил себе место таким образом, что снимаю только то, что хочу. И мне еще за это платят.
– И как же ты получил это право? С чего начинал?
– В 1981 году окончил политехнический институт в Нижнем Новгороде. Был инженером-электриком, ездил в командировки по всей стране, повсюду, где есть судостроительные заводы. До сих пор черпаю материал из тех командировок. И если вижу, что по Волге или Енисею идет теплоход, к которому приложил усилия, приятно. В 1991 году поехал поступать на Высшие режиссерские курсы, но не поступил. Познакомился с Сашей Аравиным, мы с ним как-то сблизились, и благодаря ему я в 1993 году приехал поступать снова. И поступил.
– А почему раньше, скажем, во ВГИК не поехал?
– Боялся. Я же очень тщеславный человек. Когда в 34 года поехал поступать на Высшие режиссерские курсы, даже маме не сказал. И вот поступил, звоню ей с вокзала, сообщаю, и она мне: а я знала, что ты так сделаешь!.. Когда мы заканчивали режиссерские курсы, кино не было, однако благодаря моему мастеру, Александру Анатольевичу Прошкину, для меня нашлась работа на его картине «Русский бунт». Я работал видеоинженером. Процесс съемок настоящего кино наблюдал впервые. И денег заработал – ведь мы жили тогда в полной нищете. И вот как-то в 1998 году приходит Леша Сидоров в общежитие на Галушкина и показывает нам с Игорем Порублевым одну страничку текста. «А в конце мы их всех убьем» – так заканчивалась эта страничка, которая была не чем иным, как заявкой будущей «Бригады». Леша спрашивает нас с Игорем: будете писать сценарий? Мы: конечно, будем! Каждый писал по пять серий. Когда сценарий был написан, случился дефолт. Но сценарий стали читать: он прошел через всех самых больших продюсеров нашей страны, и нас узнали. Так что Леша, Игорь и я – мы все начинали как сценаристы, хотя и учились на режиссуре.
– После колоссального успеха «Бригады» вам ведь наверняка предлагали написать сценарий сиквела?
– Неоднократно. Мы наотрез отказывались. Зачем? Пусть этот сгусток энергии останется таким, какой он есть.