0
733
Газета Культура Интернет-версия

03.10.2006 00:00:00

Там чудеса, там леший бродит

Тэги: балет, времена года


В Москве побывала танцевальная компания «Балле Прельжокаж». На сцене Музыкального театра французы показали балет «Времена года». Хореографа Анжелена Прельжокажа вдохновила музыка Антонио Вивальди.

Судя по увиденному, главная цель постановщика – поспорить с устоявшимся прочтением партитуры. Заранее было понятно, что Прельжокаж (этот хореограф с европейским именем терпеть не может проторенные тропинки в балете) не станет буквально воспроизводить приметы зимы, весны, осени и лета. Нет, автор не отказывается от прямых ассоциаций совсем. Лето у него рыже-зеленое, зима – белая. Но при этом хореограф то и дело сбивает публику с привычного эмоционального ритма и тем задает многозначительные загадки. Его не очень внятные метафоры похожи на прогнозы современной погоды: сплошное неустойчивое равновесие. А если этого мало – вот еще пара смыслов: вся наша жизнь быстренько проходит в смене времен года. У природы нет плохой погоды. И т.д. и т.п.

Спектакль начинается с выхода двух существ, запаянных в прозрачный пластик. Они медленно бредут, неуклюже раскачиваясь, как астронавты по Луне. Вот вам первый ребус – что это такое? Адам и Ева из параллельного мира? Циклон с антициклоном? Или просто знак некой эмоции, которую надо сначала почувствовать, а потом, возможно, и понять?

Во французской труппе танцовщиков столько же, сколько месяцев в году, – 12. В начале балета они выпрастываются из темных плащей, как растения из земли, расцветают синими трусами и красными майками – и начинают хоровод. Спортивно сложенные мужчины и женщины пластически резвятся, с помощью основ модерн-данса повествуя о ходе времени. Их движения игривы и одновременно деловиты, Вивальди в таком обрамлении похож на особняк барокко рядом с постройкой Захи Хадид. И вообще неясно, люди ли это, звери или какие-то инопланетные существа, может, лешие с кикиморами или античные нимфы с сатирами. Танцевальный круговорот совпадает с движением подвешенных к колосникам предметов-примет: облаков, снежинок, виноградных кистей, одежды Санта-Клауса, луны, солнца┘ Сценограф балета Фабрис Ибер собрал разномастные картинки, некие раскрашенные паззлы мироздания.

На самом деле, для Прельжокажа главное – ответ на вопрос: что вообще может тело? И Вивальди ему нужен больше как ритмическая основа, а не как определенное музыкальное мировоззрение. Вот с небес на сцену падают туфли на каблуках, в которые облачается босоногая дама. Ее ленивая проходка на шпильках после быстрого пробега – и уже совсем другой балет, другой смысл. Вот «гроза» – эротическая массовка, разрешающаяся из напряжения в покой. Вот дарвиновская борьба видов за существование: танцовщик, аки лев, с рычаньем «загрызает» танцовщицу-косулю. Вот «переменная облачность» в виде пары женщин, извивающихся одна вокруг другой. Есть и прыжки через скакалку: на сильные доли музыки – вверх, на слабые – вниз. Похоже на языческие игрища накануне Ивана Купалы. В конце этого круговорота людей, зверей и природы на сцене появляется нечто мохнатое, типа ежа или ехидны, что-то гладко-зеленое, как лягушка, и два существа с тремя ногами. Пока они выясняют отношения, зрители могут подумать, зачем хореографу понадобился именно Вивальди и конкретно его «Времена года». В конце концов, все «зависания» и «вибрирования», «всплески» и «экзальтации», о которых печется Прельжокаж, можно найти в любой другой музыке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1629
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1376
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1747
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
919

Другие новости