0
1348
Газета Культура Интернет-версия

02.10.2006 00:00:00

Огонь, вода и медные трубы

Тэги: мирзоев, дракон, шварц


мирзоев, дракон, шварц В свой спектакль Мирзоев пригласил звезд «со стороны». В роли Бургомистра – Ефим Шифрин, в роли Эльзы – Екатерина Гусева. Сцена из спектакля «Дракон».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

На Павловской улице, в стороне от столбовых театральных дорог, Владимир Мирзоев поставил пьесу Евгения Шварца «Дракон». Пространство, прежде именуемое Театром клоунады Терезы Дуровой, с прошлого сезона зовется Театриумом на Серпуховке, до декабря, пока ремонтируют его основную сцену, здесь играет свои спектакли МХТ имени Чехова, первым громким проектом нового театрального организма стала «Анна Каренина» в постановке Андрея Житинкина. Но как ни крути, а «Каренина» – это все-таки возобновление прежнего спектакля Житинкина на Малой Бронной, а вот «Дракон» – собственная продукция. В чистом виде. Правда, некоторые главные роли играют приглашенные звезды (в роли Бургомистра – Ефим Шифрин, Эльзу играет Екатерина Гусева, 3-ю голову Дракона – Марина Есипенко), но сегодня мало кто отказывает себе в удовольствии пригласить хорошего актера со стороны. Если можно – почему не позвать?!

Пьеса Евгения Шварца трудно квалифицируется с точки зрения жанра. Имеющиеся в ней репризы и просто смешные реплики все же никак не позволяют назвать эту историю комедией, отдельные трагические развороты не делают из «Дракона» трагедии, философическая драма с элементами гротеска и народной комедии – пожалуй, лучшее ей определение.

Полный боекомплект, имея в виду интересы постановщика Владимира Мирзоева. Опережая последующие описания и продолжая милитаристские образы, можно сказать: стрельбы прошли удачно. «Дракон» можно вписать в только-только складывающийся список удач сезона.

Известная своими «церетелиевскими» аппетитами художница Алла Коженкова и тут не изменила себе: от досок сцены и до самых колосников высится медная конструкция – огромный котел в разрезе, в котором живут, «варятся», свыкшись со вкусами Дракона, жители далекого старинного городка. Одна красивая девушка в год – не самая высокая цена за спокойную жизнь, с чем, в общем, трудно не согласиться. Появление Дракона сопровождается потоками жидких естественных отходов, которые льются в котел по трубам «средневековой» канализации. Чрезвычайно убедительно и ярко.

Дракон в спектакле Мирзоева, разделенный «натрое», также весьма убедителен: одна голова – бандита старого покроя (Сергей Лобанов), другая принадлежит юному отморозку из этнической преступной группы (Арман Хачатрян), третья – обаятельной бестии женского пола (Марина Есипенко). Иной – высокий – класс игры Есипенко, вахтанговки, чувствуется сразу, хотя никак не упрекнешь актрису в том, будто бы она тянет одеяло на себя. Тут – другое: драйв от общения с самоигральным словом Евгения Шварца, увлечение эффектной формой, выстроенной и обустроенной режиссером и художницей.

Мирзоев, так часто работающий с Максимом Сухановым, что актера уже привычно называют alter ego постановщика, в «Драконе» – в отсутствие Суханова – нашел адекватного проводника своей мысли и воли. Это – горожане, толпа средневековых обывателей, безликая, даже в финале, когда она расцвечена диковинными свадебными нарядами (фантазии Коженковой нет границ: Эльза идет под венец в платье из натурального теста, которое бургомистр буквально сгрызает с плеч, выплевывая потом и разбрасывая в разные стороны кляклые куски). Эта массовка – одна из главных удач нового спектакля Мирзоева. Живописная, местами – буквально повторяющая мизансцены знаменитых полотен (самая узнаваемая – брейгелевские «Слепые», хотя у Мирзоева, как обычно, – множественные «ссылки»). Группа горожан – танцующая, плетущаяся, скованная страхом или движимая им же – вызывала восхищение чрезвычайной слаженностью, почти цирковой тренированностью молодых актеров Терезы Дуровой (хореограф – Артур Ощенков). Их покорность, их вязкая масса была не менее метафорична, чем образы «сказки с аллюзиями» Евгения Шварца. Так выходит, что толпа в спектакле становится важнее самого рыцаря Ланцелота (Егор Пазенко). Ярче и содержательнее.

Еще Мирзоев вывел на сцену музыкантов группы «Second hand band». Их выход – своего рода вставной эпизод, маленький музыкальный антракт накануне развязки. Несколько затягивающийся, думается, на вкус зрителя, которому сюжет не менее важен, чем его оформление.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
936
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1768
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1815
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2617

Другие новости