Последние дни «Киношока» не обошлись без недоразумения. Армянский фильм «Арахет» (Армения, США, 2006) застрял на таможне. Режиссеру Рубену Кочару предложили представить картину на видео в рамках внеконкурсной программы – по регламенту фестиваля в главном конкурсе участвуют картины только в формате 35 мм. Режиссер отказался. И хотя нельзя сказать, что армянское кино последних десяти лет отличалось значимыми работами, посмотреть картину было бы интересно. Фильм посвящен эмиграции и возвращению на родину – а это главные темы нынешнего «Киношока». Об этом «Родина» (Узбекистан), «Сыт по горло!» (Эстония, Германия), эти темы в более поэтическом, неполитизированном контексте присутствуют в картинах «Чашма» и «Ты это я» (Литва, Германия), и не исключено, что армянская лента, которую на фестивале так и не увидели, дала бы свою интерпретацию событий.
Несмотря на разный менталитет, для кино бывших советских республик характерна тяга к определенным культурным архетипам, единообразию кинематографических кодов, выработанных за десятилетия «совместной» жизни в СССР. Три–пять лет назад наиболее распространенной темой была адаптация исторической реальности к политическим потребностям сегодняшнего дня. Кино, представленное на «Киношоке» сегодня, не только погружается в историю политических конфликтов племен и народов, а ищет народные мотивы и национальные идеи в частной жизни предков и современников.
Фильм «Кек» рассказывает о вражде кланов, некогда населявших землю нынешнего Казахстана, ссылаясь на «Ромео и Джульетту», драму на почве любви. Герой «Родины» (Узбекистан) переплывает Берингов пролив в утлой лодчонке после того, как его жена гибнет в сталинских лагерях. А герой эстонской картины «Сыт по горло!», снятой известным режиссером-жанровиком Пеэтером Симмом («Арабелла – дочь пирата», «Человек, которого не было»), отправляется из Германии на родину, в Эстонию, потому что от него ушла жена, горе разбудило совесть и он решил выполнить некогда данное обещание. Эта картина и получила Главный приз.
За пятнадцать лет существования «Киношока» редкое жюри отваживалось на решения, которые не выглядели однозначно ангажированными. Пожалуй, это происходило только первые три года фестиваля. Жюри под председательством Романа Виктюка и Святослава Бэлзы тогда отдало призы «Арифметике убийства» Дмитрия Светозарова и «Макарову» Владимира Хотиненко.
На этот раз «Сыт по горло!» – действительно единственная профессионально сделанная лента конкурсной программы, не отличавшейся внятным качественным кино. Говорят, что киноведу Армену Медведеву, вставшему во главе жюри, пришлось отбивать картину чуть ли не с боем. Судьи, на роль которых были приглашены председатели жюри предыдущих «Киношоков» и состоящие сплошь из умудренных опытом деятелей российского искусства, «старичка» Симма привечать не хотели, может быть, потому, что побоялись прослыть несовременными. Призы фестиваля ушли картинам, снятым либо в клиповом монтаже, либо как фотосессия банальных гламурных картинок.
Анапа–Москва