Валерий Гергиев устал сам и вымотал труппу бесконечными гастролями.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Мариинский театр открыл новый, 224-й сезон. Его главным событием стала выяснившаяся накануне продолжительность: вместо запланированного закрытия на реконструкцию в январе театр работает до середины лета – а дальше видно будет. Наметившаяся было определенность в существовании Мариинки опять улетучилась.
В такой ситуации неудивителен шлейф негатива, заданный неудачными летними гастролями. Открыли сезон заведомым провалом: совместная с нью-йоркской Метрополитен-оперой постановка «Мазепы» уже получила по весне свою долю нелестных американских рецензий. Зато балет консервативен: здесь в начале сезона всегда «Лебединое озеро». Ульяна Лопаткина от «открытий» постепенно устранилась, и с тех пор составы не всегда бесспорны, но показательны. В прошлом году небывалый интерес и бурю эмоций вызвало выступление Дианы Вишневой, а в этом все банально: балерина Виктория Терешкина продвигается театром на положение примы, потому и танцует «Лебединое». Терешкина – балерина не этого спектакля, но особых претензий «по сумме заслуг» не вызывает, хотя танцевала весьма приблизительно, как и ее партнер Андриан Фадеев.
Сюрприз в неделю открытия устроили на сцене БДТ: там звезды Мариинки и Большого танцевали современную хореографию. Обидно, что мариинскую сцену подобные события обходят, ведь даже если не вся эта хореография высокого класса, участие звезд в таком количестве привлекательно само по себе. Тем не менее театр современную хореографию планирует, за что следует благодарить Михаила Шемякина (похоже, по продуктивности он в состоянии обогнать всех деятелей балетного театра России). В прошлом сезоне начали работать над тремя одноактовками: «Метафизика», «Кроткая» и «Весна священная» на музыку соответственно Прокофьева, Рахманинова и Стравинского (надо полагать, композиторам выпала честь спасать этот странный проект). Какая логика объединяет все это в проект под названием «Мегаполис» – загадка постановщиков, соавторов либретто. За движение отвечает Донвена Пандурски, в чьем багаже уже есть шемякинский «Волшебный орех». Работа ей предстоит нелегкая: если главный специалист по созданию неудобств перемещения по сцене в опере – сценограф Цыпин, то в балете – постановщик и сценограф Шемякин. Впрочем, судя по «Ореху», особых хореографических просторов в новом проекте не предвидится. Вопрос: зачем театру еще один заведомо бесперспективный балет? Наверное, затем же, зачем Петербургу нужна скульптура Церетели – трудно отказать уважаемому человеку.
Даже если балет ограничится только этой премьерой, легкой жизни у труппы не предвидится: сезон перегружен гастролями. Их много – непродолжительного пребывания на одном месте, с выматывающими переездами и не слишком разнообразным репертуаром («Лебединые озера» доминируют). Балетная труппа танцует на каком-то автопилоте: не слишком вдаваться в детали хореографических прописей себе позволяют почти все; спотыкаются, перемещаются с усилием, даже сползают в обморок. И теперь, едва открыв сезон, балет рванул восвояси «еще на недельку».
Но гастрольный график изменять уже поздно, как и возвращать тех, кто в ожидании закрытия театра заключил постоянные или гостевые контракты на стороне. (Кстати, считать ли в числе тех, кто иначе строил бы свои индивидуальные зарубежные планы на предстоящий год, если б театр закрылся, Валерия Гергиева?) В основном танцовщики Мариинки отбыли за рубеж. Соригинальничал лишь Игорь Зеленский: он теперь директор балета (и по совместительству премьер) в Новосибирске. И Вагановская академия очень кстати на будущий год не делает выпуска: не будет проблем трудоустройства, если Мариинка хотя бы к следующему сезону надумает закрыться. Академия в будущем году сама разворачивает реконструкционные работы, так что на обещанную возможность заниматься и репетировать в ее классах Мариинскому балету рассчитывать не придется.
В образовавшееся «дополнительное время» предполагаются дополнительные планы. Пока сообщают только про «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в марте (и здесь был Шемякин: именно на «Апельсины» Гергиев несколько лет назад пригласил художника, который в ответ предложил «Щелкунчика», – как повезло опере, как не повезло балету). «Апельсины» ставит режиссер Ален Маратра, который произвел в театре впечатление постановкой «Путешествия в Реймс». Предполагается «Электра» Рихарда Штрауса и «Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза (неясно только, в раннем, двухактном, или позднем – четырехактном варианте).
Что касается привычных и обязательных фестивалей, то у «Звезд белых ночей» шанс есть. Хотя бы потому, что он начнется в середине мая и организовать его есть время.