Саулюс Сондецкис – дирижер «светлановского» поколения.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Два значительных мероприятия в один день да еще и в одном здании, казалось бы, должны были осложнить проблему с наполняемостью одного из залов. Но в случае с концертами в Доме музыки в минувший понедельник все решилось по-братски. Более обеспеченные зрители выбрали концерт Хворостовского и Ансамбля солистов «Эрмитаж» в Камерном зале, хотя участившиеся в последнее время приезды звездного баритона в Москву уже не назовешь эксклюзивными, как во времена выступления на Красной площади. На концерт же в Большом зале пришли те, для кого имя дирижера Евгения Светланова значит гораздо больше, чем новомодная тенденция «приобщиться к классике». И пусть балкон Светлановского зала был пуст, а отсутствие телекамер продиктовано привязкой к выступлению Хворостовского, слушатели, пришедшие на традиционный вечер памяти дирижера, были вознаграждены за свою верность.
Национальный филармонический оркестр России и литовский дирижер «светлановского поколения» Саулюс Сондецкис подобрали программу из произведений, которые составляли золотой репертуарный список Светланова-дирижера: Первую симфонию («Классическую») С.Прокофьева, Сюиту № 3 П.Чайковского, исключением стал, пожалуй, Концерт для арфы Р.Глиэра. Виртуозно и изобретательно прозвучала в первом отделении прокофьевская симфония. Театральность, заложенная в ней, и юмор, еще не превратившийся в присущий в будущем автору сарказм, оркестр искрометно и полноценно воплотил в звучании. Концерт для арфы с оркестром Глиэра – сочинение редкое как по количеству исполнений, так и по количеству произведений, написанных в этом жанре в мировой композиторской практике, стало небольшим разочарованием вечера. Ладная, но лишенная индивидуального обаяния музыка не вдохновила ни оркестр, ни солистку – арфистку Илону Нокелайнен. Солистка довольно отточено и звучно выиграла все виртуозные моменты, но упоения музыкой и красочности звучания недоставало. Ради справедливости заметим, что музыка арфового Концерта периодически напоминала песни советской России. Но не те протяжные, что корнями плотно срослись с русским фольклором, а объективные в своей лирике, светлая ровность которой всячески сглаживает внутреннюю восприимчивость, и от того они напоминают зарисовку, но никак не картину. Такую музыку один раз послушать приятно, но потом ее даже не вспомнишь. Очевидно, что Глиэр, написавший этот концерт в те годы, когда Шостаковича уже вовсю пинали за «Сумбур вместо музыки», был в своем композиторском творчестве ортодоксален и понятен, а следовательно, Концерт для арфы удостоился премьеры в Большом зале в 1938 году.
Во втором отделении, исполняя Третью сюиту Чайковского, НФОР опять показал себя единым инструментом, которому подвластны и выпуклая лирика на одном дыхании у струнных групп, и блестящая стройность аккордов у духовых. На ожидаемый публикой бис оркестр сыграл «Хоту» из «Испанской рапсодии» Евгения Светланова, бывшего поистине личностью ренессансного масштаба, – дирижером, композитором, пианистом, эссеистом, публицистом. Вот где отдача мастеру была воплощена музыкантами оркестра по светлановскому принципу исполнения – «как будто от этого зависит вся ваша жизнь». Именно в эти минуты можно было прочувствовать, насколько дорога и важна память о Маэстро для музыкантов, ведь каждая нота, написанная Светлановым, действительно становилась ценнейшим мигом.