Зажигательная репетиция Бориса Акимова.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)
Большой театр отметил «круглую дату» – 60-летие танцовщика и педагога Бориса Акимова – наилучшим способом, предоставив юбиляру зрительный зал, оркестр и день для гала-концерта. А дальше сработали международные связи Акимова, и в Москву на один вечер приехали крупные величины балета из разных стран. Ручаюсь, что никто из балетных людей в Москве, кроме Акимова, не смог бы собрать столь именитый «букет». А для Бориса Борисовича «звезды» согласились приехать, желая отдать дань человеку, много сделавшему для их профессионального роста.
Борис Акимов всю творческую жизнь провел в Большом театре. С 1965 года до конца 80-х он танцевал, в начале XXI века несколько лет руководил балетной труппой, уже давно ведет в театре балетный класс и репетирует партии с солистами. Танцовщик Акимов обладал выраженным артистическим лицом, что скажешь далеко не про всякого солиста Большого театра. Он отлично танцевал роли, в которых надо было показать гротеск и характер, самые известные его партии – князь Курбский в «Иване Грозном» и Злой гений в «Лебедином озере». Когда накануне юбилея в партии Гения выступил новый ученик Акимова Артем Шпилевский, в изломанном корпусе и в зловеще размашистых руках персонажа прочитывалась неповторимая акимовская манера.
Педагогикой Акимов занялся рано и тоже проявил в ней индивидуальность, да еще какую! В балетной педагогике ученики называют его выдающимся. Кроме родного театра, учитель Акимов востребован в Ковент-Гардене и в Ла Скала, в Венской, Парижской, Баварской и Гамбургской операх, в Датском королевском балете и в Мариинском театре. Его класс для солистов считается одним из лучших в мире. Оказалось, что методика Акимова (он строит класс как неожиданную для артиста смесь «ожидаемых» базовых движений) подходит для разных балетных школ и для танцовщиков обоих полов. И не зря юбиляр начал свой вечер с «Класс-концерта»: художественно обработанный экзерсис в исполнении молодых артистов ГАБТа с интересом смотрели не только зрители из зала, но и наверняка (из-за кулис) акимовские иностранные питомцы.
Принцип «неожиданного в знакомом» Акимов распространил и на собственный юбилей. Во-первых, известные артисты разных театров танцевали малоизвестный у нас репертуар. Даже Ульяна Лопаткина не ограничилась традиционным «Умирающим лебедем», но исполнила фрагмент голландского балета в хореографии Ханса ван Манена. Во-вторых, в известных па-де-де из классических балетов танцевали смешанные международные пары. Так прима из Лондона Сара Лэмб оказалась в дуэте с москвичом Яном Годовским: они представили пасторальный отрывок из «Тщетной предосторожности». В-третьих, Акимов поощряет в своих учениках не только качество танца. Он радуется, когда ученик идет дальше наставника и проявляет способности хореографа. В концерте был отрывок из «японского» балета «Тамаши», придуманного питомцем Акимова, солистом ГАБТа Морихиро Ивата – мощные мужские соло с дальневосточным колоритом.
Но даже если б не было этих неожиданных показов и все ограничилось бы привычными концертными номерами, незаурядность события очевидна. Список участников юбилейного вечера и имена хореографов, чьи произведения были показаны, вызывали дрожь любопытства у любителей балета. В один вечер, кроме ведущих солистов Большого театра, увидеть Тамару Рохо, Алину Кожокару и Йохана Кобборга из Ковент-Гардена, Элеонору Абаньято и Бенджамена Пеша из Парижской оперы, Викторию Терешкину из Мариинки, Томаса Эдура и Агнес Окс из Английского национального балета, посмотреть хореографию Аштона, Ноймайера и Ландера, ознакомиться с постановками Дерека Дина и Бена ван Кауэнберга – дорогого стоит. На своем юбилее Борис Акимов пробил для московских зрителей обширное «окно в Европу». И за это ему, как написала в поздравлении Брижит Лефевр из Парижской оперы, «от всего сердца браво и мерси».