0
1201
Газета Культура Интернет-версия

18.09.2006 00:00:00

Школа профессиональных революционеров

Юлия Черникова

Об авторе: Юлия Черникова - арт-критик.

Тэги: стой кто идет, молодое искусство, фестиваль, гцси


Молодое искусство в четвертый раз получило возможность культурно высказаться. Государственный центр современного искусства (куратор – Дарья Пыркина) организовал очередной фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?». Он проходит на площадках ГЦСИ, Арт-Стрелки, Фабрики, Зверевского центра современного искусства, Московского музея современного искусства, а также клубах Blow-up и «Кекс» и Центре им. Сахарова. Главная задача фестиваля – собрать молодые таланты и попытаться разглядеть в них поколенческие черты. А еще лучше подтолкнуть новых авторов, чтобы те рассказали о себе сами. Организаторы обратились к ним с призывом «артикулировать свои творческие и концептуальные позиции». И авторы откликнулись.

Центральный выставочный проект – в зале ГЦСИ – посвящен самообразованию. О нем же и конференция (серия круглых столов и мастер-классов) под названием «Формы и субъекты несогласия. Стратегии самообразования». Предполагается, что молодой художник – лицо страдательное. Его недоучили в школе и в институте. Там могут обучить лишь банальному ремеслу рисования. Между тем давно известно, что рисовать – это совсем не главное для современного художника; главное для него – быть современным художником. А этому мастерству, к сожалению, приходится пока учиться самостоятельно. Помимо этого законы рынка давят на неокрепшую творческую личность и принуждают подчиниться вкусам масс. Принуждают производить понятные и безвкусные изделия, между тем как современное искусство работает на поле непонятного и спорного. Наконец, молодому художнику просто негде развернуться. Мировое искусство давно поделено на авторитетные группировки, более того, все великие картины уже давно нарисованы. Это, согласитесь, несправедливо. Современный художник, чтобы стать самим собой и чтобы занять соответствующее положение в историческом процессе, должен перестать страдать и начать действовать. Должен перестать молчать и начать не соглашаться. Фестиваль молодого искусства получился о тотальном несогласии и непрерывном протесте, выраженных через видео, фотографии, инсталляции и традиционные формы живописи. С чем конкретно не соглашаться и против кого протестовать – дело десятое. В творчестве важен процесс, а в молодости – намерение.

Например, молодая художница Елена Ковылина, известная своими перформансами, выставила фотографии подготовки и проведения спектакля «Спектакль». Пока в нем беспризорные дети играли самих себя, автор выявляла «сущность речи» и «особенности экзистенции беспризорника». Молодое творческое объединение «Фабрика найденных одежд» показало результаты исследований абстрактных понятий. С понятием свободы соотносился поношенный халат с приклеенными к нему атрибутами повседневности (очки, ложка, прокладка, мыло, активированный уголь). Обретению свободы соответствует его символическое снятие. Молодая рабочая группа «Что делать?» представила видео своей встречи и номера выпускаемых ею газет. Для того чтобы понять хотя бы полосу, читатель должен быть подкованным искусствоведом, энциклопедичным философом и махровым постмодернистом.

Кстати, о читателях или зрителях. Помимо протестующих отечественных и зарубежных художников, которых не учат или плохо учат делать современное искусство и делать современную жизнь, зрители тоже испытывают потребность в протесте. И тоже желают быть политически ангажированными. Интерактивная работа от Abriendo caminos (социальной организации жителей пригорода Буэнос-Айреса) предполагает участие зрителей. Они должны заполнять экраны нарисованных телевизоров, формируя программу передач. В результате появилось матерное слово, детские рисунки и надпись «No TV». И ни одного конструктивного предложения. Похоже, здесь тоже сказывается недостаток образования. Будем протестовать дальше или уже пойдем поучимся, что ли?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1557
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1574
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1306
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
818

Другие новости