Молодое искусство в четвертый раз получило возможность культурно высказаться. Государственный центр современного искусства (куратор – Дарья Пыркина) организовал очередной фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?». Он проходит на площадках ГЦСИ, Арт-Стрелки, Фабрики, Зверевского центра современного искусства, Московского музея современного искусства, а также клубах Blow-up и «Кекс» и Центре им. Сахарова. Главная задача фестиваля – собрать молодые таланты и попытаться разглядеть в них поколенческие черты. А еще лучше подтолкнуть новых авторов, чтобы те рассказали о себе сами. Организаторы обратились к ним с призывом «артикулировать свои творческие и концептуальные позиции». И авторы откликнулись.
Центральный выставочный проект – в зале ГЦСИ – посвящен самообразованию. О нем же и конференция (серия круглых столов и мастер-классов) под названием «Формы и субъекты несогласия. Стратегии самообразования». Предполагается, что молодой художник – лицо страдательное. Его недоучили в школе и в институте. Там могут обучить лишь банальному ремеслу рисования. Между тем давно известно, что рисовать – это совсем не главное для современного художника; главное для него – быть современным художником. А этому мастерству, к сожалению, приходится пока учиться самостоятельно. Помимо этого законы рынка давят на неокрепшую творческую личность и принуждают подчиниться вкусам масс. Принуждают производить понятные и безвкусные изделия, между тем как современное искусство работает на поле непонятного и спорного. Наконец, молодому художнику просто негде развернуться. Мировое искусство давно поделено на авторитетные группировки, более того, все великие картины уже давно нарисованы. Это, согласитесь, несправедливо. Современный художник, чтобы стать самим собой и чтобы занять соответствующее положение в историческом процессе, должен перестать страдать и начать действовать. Должен перестать молчать и начать не соглашаться. Фестиваль молодого искусства получился о тотальном несогласии и непрерывном протесте, выраженных через видео, фотографии, инсталляции и традиционные формы живописи. С чем конкретно не соглашаться и против кого протестовать – дело десятое. В творчестве важен процесс, а в молодости – намерение.
Например, молодая художница Елена Ковылина, известная своими перформансами, выставила фотографии подготовки и проведения спектакля «Спектакль». Пока в нем беспризорные дети играли самих себя, автор выявляла «сущность речи» и «особенности экзистенции беспризорника». Молодое творческое объединение «Фабрика найденных одежд» показало результаты исследований абстрактных понятий. С понятием свободы соотносился поношенный халат с приклеенными к нему атрибутами повседневности (очки, ложка, прокладка, мыло, активированный уголь). Обретению свободы соответствует его символическое снятие. Молодая рабочая группа «Что делать?» представила видео своей встречи и номера выпускаемых ею газет. Для того чтобы понять хотя бы полосу, читатель должен быть подкованным искусствоведом, энциклопедичным философом и махровым постмодернистом.
Кстати, о читателях или зрителях. Помимо протестующих отечественных и зарубежных художников, которых не учат или плохо учат делать современное искусство и делать современную жизнь, зрители тоже испытывают потребность в протесте. И тоже желают быть политически ангажированными. Интерактивная работа от Abriendo caminos (социальной организации жителей пригорода Буэнос-Айреса) предполагает участие зрителей. Они должны заполнять экраны нарисованных телевизоров, формируя программу передач. В результате появилось матерное слово, детские рисунки и надпись «No TV». И ни одного конструктивного предложения. Похоже, здесь тоже сказывается недостаток образования. Будем протестовать дальше или уже пойдем поучимся, что ли?