В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Рембрандт, его предшественники и последователи», посвященная 400-летию со дня рождения великого художника. Можно сказать, что Россия – из европейских государств – подключилась к празднованию юбилея одной из последних.
Весь этот год в Нидерландах, где Рембрандт воспринимается как один из национальных символов, одна за другой проходят выставки и проекты, так или иначе связанные с именем великого соотечественника. К примеру, Риксмузеум в Амстердаме, который почти весь прячется в строительных лесах, внутри полным ходом идет реконструкция, нашел все-таки силы и возможности, чтобы сделать выставку «Караваджо и Рембрандт». Там же, в Риксмузеуме, летом ежедневно по утрам можно было стать свидетелем, как сходят с музейного полотна дозорные: автор проекта – выдающийся кинорежиссер Питер Гринуэй воспользовался достижениями компьютерной графики и, как утверждали сотрудники музея, трехмерная анимация и лазерная технология не касались масляного слоя картины. Отремонтировали и все, что нужно, приварили к своим местам и скульптурную композицию в центре города, также воспроизводящую фигуры «Ночного дозора» и других знаменитых героев великого сына многодетного голландского мельника. Желание охватить всех потенциальных интересантов творчеством Рембрандта привело к тому, что еще одна выставка – для транзитных пассажиров – открылась в аэропорту Амстердама.
Теперь – о любви к Рембрандту в России: Эрмитаж делает выставку офортов Рембрандта. Московский Пушкинский музей решил посвятить выставку Рембрандту в художественном пространстве его времени. Надо сказать, что в Пушкинском музее выставка, посвященная Рембрандту, в последний раз проходила 40 лет назад. В постоянной экспозиции – шесть полотен голландского мастера и внушительная коллекция рисунков и офортов. К нынешнему юбилею почти все крупные музеи мира готовят специальные выставки, причем картины великого мастера путешествуют из музея в музей.
ГМИИ имени Пушкина решил, во-первых, московским Рембрандтом ни с кем не делиться и, во-вторых, представить работы мастера во временной перспективе: искусство до Рембрандта, Рембрандт как ученик своих предшественников, и искусство после него – работы учеников Рембрандта.
И вот тут имеет смысл сказать вот о чем: на этой только что открывшейся экспозиции ярко прозвучала тема Рембрандта-педагога, человека, за которым пошли многие его современники. Кстати, многие из работ Питера Ластмана, Николауса Кнюпфера, Якоба Баккера и других учеников Рембрандта обнаружены не так давно благодаря новым технологиям и современным техникам атрибуции. По словам куратора выставки Виталия Садкова, наука в искусстве за последние 20–30 лет достигла впечатляющих результатов по выявлению аутентичных произведений самого мастера, по разделению того, что было написано Рембрандтом самим и сделано его последователями и учениками. «В результате, – говорит Садков, – многие произведения очень высокого художественного уровня были выведены за границы рембрандтовского художественного наследия. Из этого следует вывод, что Рембрандт был не только гениальным художником, но и не менее гениальным педагогом».
Собственно работ мастера на выставке двенадцать, пять из собрания Музея Метрополитен в Нью-Йорке и потрясающий автопортрет из музея Гране в Экс-ан-Провансе. Кроме того, на выставке представлена коллекция офортов Рембрандта, собранная когда-то коллекционером Николаем Мосоловым и переданная в фонд ГМИИ им. Пушкина. Поражает совершенно оригинальная для своего времени эскизность этих гравюр. Работы мастеров школы Рембрандта позаимствованы из фондов Эрмитажа, региональных музеев Рязани, Нижнего Новгорода, Воронежа и Серпухова. Последние московской, да и вообще широкой публике совершенно неизвестны.