0
643
Газета Культура Интернет-версия

14.09.2006 00:00:00

Подозрительные места беспамятства

Юлия Черникова

Об авторе: Юлия Черникова - арткритик.

Тэги: артполе, ландшафтная скульптура, выставка


Темой или, скорее, идеей, объединяющей объекты ландшафтного искусства, стало английское слово «Technology». Его широта и неопределенность позволили сосредоточиться на разных технологических аспектах городской скульптуры. Например, на материале: «Эмбрионы» Владимира Иванчука сделаны из двигателя внутреннего сгорания и полиэфирной смолы, а «Лимоны» Ростана Тавасиева – из искусственного меха. Или на форме: изгибающиеся контуры куба Эвердта Хильгеманна соседствуют с сурово-конструктивистской «Арфой для ветра» Владимира Наседкина. Или на художественном воплощении компьютерной метафоры: стальной «E-mail» Андрея Ройтера явно набит на гигантских кнопках каменной клавиатуры Надежды Демкиной. Но помимо всего этого Aрт-Поле спровоцировало вопрос, который для подобного рода выставки, а тем более для подобного рода искусства является принципиальным. Какова технология освоения пространства у ландшафтной скульптуры? Каким образом актуальная скульптура может существовать в городском пространстве? И главное – увидим ли мы произведения современного искусства на улицах города?

Ландшафтная скульптура – это очень материальное и конкретное искусство. И по своей сути очень западное (не случайно же в России оно нуждается в развитии и поддержке). Это фигуры или абстрактные композиции, которые просто стоят в городском саду или парке, сложно и причудливо взаимодействуя с пространством. Они ничего не обозначают, ни на что не указывают и ни о чем не напоминают (этим кардинально отличаясь от памятников). Они просто есть в городе, и, в крайнем случае, они просто его украшают. Весьма буржуазная тенденция, вы не находите? Для России она даже не вполне понятна. Не вполне понятно, как может двухметровый материальный объект ничего не значить. Это непонимание усугубляется спецификой того пространства, с которым скульптура должна взаимодействовать. Ведь типичное городское пространство в России – это пространство советского прошлого. На улицах Карла Маркса и 1 мая стоят кубы государственных предприятий, вокруг – газоны с голубыми елями и скульптурная лениниана. Как прикажете вступать в контакт с этим переполненным памятью пространством?

Поле перед зеленоградским заводом более чем типично. Разве что Ленина нет. Вместо него между елок попытки ничего не значащей скульптуры. Например, игривый указатель Александра Сиротина «ДА – АД». Или кремлевская звезда Константина Латышева, торчащая из-под земли. Или, наверное, самая показательная скульптура – надгробная плита Эдуарда Кулемина с надписью «Не здесь». Каноническая мемориальная плита, призванная увековечить память места, отказывается выполнять свое предназначение. «Здесь ничего нет», «Это место без памяти» – вот основной посыл российской городской скульптуры. Как ни крути, а получается концептуально. Ленин как-то понятнее и роднее. Может, все дело в привычке?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1557
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1574
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1307
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
818

Другие новости