Нынешний год с самого начала был ознаменован двумя музыкальными мегаюбилеями – Моцарта и Шостаковича. И если имя первого уже с полвека как превратилось в европейскую торговую марку, под которой выпускается все, на что только можно приклеить ярлык, начиная от конфет и карандашиков, заканчивая театральными постановками, не имеющими по сути своей никакого отношения к истинному искусству, то имя второго пока не превратилось в Шостакович-индустрию с зазывательской рекламой. Ведь никакие футболки с логотипами великого «светлого будущего» – советского прошлого, намертво спаянного в сочинениях Шостаковича с человеческой трагедией, не поставить на поток, настолько ужасающе понятен стал «эзопов язык» небывалого (во всех смыслах) наследия «верного сына Коммунистической партии Советского Союза».
К вековой дате со дня рождения «нашего Моцарта» – выдающегося композитора прошлого столетия Дмитрия Шостаковича Московская филармония подготовила колоссальный музыкальный форум, который продлится с сентября до конца декабря. В более чем двадцати концертах прозвучат симфонии, квартеты, концерты для скрипки и фортепиано с оркестром, музыка к театральным постановкам и кинофильмам в исполнении прославленных коллективов и маститых исполнителей, в числе которых Большой симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр России, Российский национальный оркестр, дирижеры Мстислав Ростропович, Владимир Федосеев, Марк Горенштейн, Максим Шостакович, Михаил Плетнев.
7 сентября в Концертном зале им. Чайковского фестиваль открылся без лишней помпы. Вступительное слово министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова было кратким: зачитав приветственную телеграмму от президента России Владимира Путина, министр добавил от себя буквально два слова. Тем самым чрезмерный официоз, который так чужд и ненавистен был в свое время Шостаковичу, ни на мгновение не затянул искреннюю атмосферу праздничного события в никому не нужный велеречивый пафос. Честь открытия фестиваля по праву принадлежала легендарному Академическому симфоническому оркестру Санкт-Петербургской филармонии, носящей сегодня имя Дмитрия Дмитриевича.
Именно этот коллектив 9 августа 1942 года – в день, который немецкие войска наметили для торжественного входа в поверженный Ленинград, – исполнил под руководством дирижера Элиасберга в Большом зале Ленинградской филармонии Седьмую («Ленинградскую») симфонию Шостаковича. Оркестр под руководством дирижера Александра Дмитриева, празднующий в этом году свое 75-летие, последний раз выступал в столице двадцать один год назад.
Блестяще исполнив гимническую «Праздничную увертюру» юбиляра – одно из самых популярных сочинений советских торжеств середины прошлого века, вступление которой даже стало музыкальной эмблемой московской Олимпиады-80, оркестр слегка не сладил в партнерстве с пианистом Николаем Луганским, корректно исполнившим Второй концерт для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.
Но настоящий шквал аплодисментов обрушился на петербургских музыкантов после исполнения во втором отделении концерта Десятой симфонии Шостаковича.
С первой и до последней ноты симфонии-исповеди, где с отчетливой ясностью композитор проводит свою монограмму (зашифрованные инициалы Д.Ш. – мотив DSCH – насквозь пронизывает партитуру), оркестр в совершенстве воплотил в звучащей партитуре всю боль, неистовость и лирическое признание израненного сердца задавленного человека и затравленного композитора. В свое время Музыкальная секция Комитета по сталинским премиям, по выражению самого Шостаковича, «легла костьми» и перенесла выдвижение Десятой симфонии на следующий год, взамен на другие опусы – кантату «Над Родиной нашей солнце сияет» и 24 прелюдии и фуги. Солнце и сейчас по-прежнему сияет, но главное, что Родина не только «слышит и знает» (как поется в известной одноименной песне Шостаковича), но и помнит.