Хоть директор Венецианского кинофестиваля Марко Мюллер и пообещал, что кино в этом году отобрано живое и легкое, поневоле засомневаешься – уж больно много кино полумертвого и тяжелого. На экране – бесконечная кровь, зверские нераскрытые убийства. Тон задала «Черная орхидея», которую показали на открытии, этакий, если выражаться корректно, новый нуар, а если по-привычному – новомодная чернуха.
Тяжелый и во многом путаный фильм представил мексиканец Альфонсо Куарон, известный своим фильмом с хулиганским названием «И твою маму тоже», а также тем, что снял «Гарри Поттера и узника Азкабана». «Дети человеческие» – мрачная футуристическая драма, действие происходит в 2027 году, здесь сплошные террористы, нелегальные иммигранты, взрывы и национальные разборки, но самое главное – полное отсутствие детей. И герои фильма пытаются спасти единственную, чудом и непонятно от кого забеременевшую женщину, а заодно и человечество.
Сразу захотелось сбежать в соседнее здание, где каждый день крутят ретроспективу «Тайная история русского кино». Почему она тайная – никто объяснить так и не смог, даже Никита Михалков, возглавляющий российскую делегацию на Мостре и лично отбиравший фильмы для ретроспективы. Положа руку на сердце, ничего секретного в таких фильмах, как «Свинарка и пастух», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» или «Весна», не просматривается. Публика на эти фильмы ходит и порой принимает их неожиданно хорошо. Скажем, на фильмах «Веселые ребята» и «Цирк» зал хохотал, а вот с «Волги-Волги» и «Романса о влюбленных» уходили. Все-таки не все наши советские реалии здесь понятны и интересны. Кстати, тайная история русского кино ограничилась мюзиклами. Так что есть подозрение, что мы не до конца использовали уникальную возможность провести ретроспективу отечественного кино на престижном кинофоруме.
Кстати, насчет престижности. Сейчас Венецианскому фестивалю вовсю наступает на пятки новый, только-только созданный фестиваль в Риме, который состоится уже в середине октября. Рим уже много лет неодобрительно посматривает в сторону Венеции – почему, мол, один из двух самых престижных мировых киносмотров проходит в не приспособленной для этого Венеции, когда есть великий Рим, удобный, с суперразвитой инфраструктурой. К сожалению, тут поспорить трудно. Венеция за все эти годы так и не обзавелась необходимой инфраструктурой, здесь даже поесть толком трудно, не говоря уж о том, что бесконечные передвижения через море из города на остров Лидо, далее – на автобусе и обратно отнимают массу драгоценного времени. Да и сил тоже. Конечно, что бы ни случилось, за Мострой навсегда останутся традиции, однако в наше время, когда кино становится чуть ли не в первую очередь бизнесом, а уж во вторую – искусством, позволить себе оставаться раем для киноманов – непозволительная роскошь. Сейчас уже видно, что Венецианскому фестивалю существенно урезали финансирование и денежные вливания потихоньку, но ощутимо перетекают в Рим. К тому же нынешний, новый министр культуры Италии – бывший мэр Рима, а как высокие начальники трогательно не забывают родные пенаты, мы знаем не только на примере Италии. Уже известно, что председателем римского жюри будет Николь Кидман, а это дорогого стоит. И просто дорого.
По части звезд Венеции трудно соперничать с Каннами и даже с Берлином, и все по той же причине. Венеция словно не хочет признавать коммерциализации кино, здесь практически нет кинорынка, и продюсеров пока привлекает арт-престиж и арт-авторитет Венеции. Но звезды приезжают и сюда, разумеется. Скарлетт Йоханссон и Сандра Баллок провели в Венеции по неделе, не вылезая из моря.
На Лидо прибыл один из главных героев нынешнего фестиваля Дэвид Линч, которому торжественно вручили «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф.
Венеция