Торжества по случаю 250-летия учреждения в России государственного театра еще только начинаются. Позавчера открылась выставка в Русском музее и вечером после реконструкции-реставрации открылся старейший в России Александринский театр, вчера в театре с частным визитом ждали первого вице-премьера Дмитрия Медведева. В программе его визита – экскурсия по театру, посещение открывшегося в среду вечером в анфиладе 3-го яруса Музея русской драмы, где исторические костюмы русских дворян перемешаны с костюмами театральными, вещи бутафорские – с подлинными. Но главное – это беседа с нынешним худруком театра Валерием Фокиным: открытие основного здания знаменует завершение первой очереди реконструкции, впереди – вторая, строительство новой сцены, для чего и надо заручиться высокой поддержкой. В кулуарах юбилея говорили и о том, что от грядущей в начале сентября встречи Фокина с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко зависит решение Фокина – оставаться ли ему в Петербурге или возвращаться в Москву. В Москве, как уже известно, кандидатуру Фокина как возможного главного режиссера обсуждают в связи с Вахтанговским театром.
А еще утром в среду митрополит Петербургский и Ладожский Владимир освятил театр и даже как будто бы изгнал из него бесов. А после торжественной церемонии, которая длилась недолго, меньше часа, он же зачитал пространное послание от Патриарха, в котором глава Русской Православной Церкви призывал театр в эпоху засилья массовой культуры держаться великих традиций. (Поскольку понимание традиций у Церкви и в театре все-таки разные, интересно, как теперь поступить театру, чтобы не оказаться – в понимании РПЦ – в лапах масскульта или, того хуже, бесов.)
Зал Александринского театра в этот вечер предстал в своем россиевском великолепии, с восстановленной позолотой, партером и рисованным сводом. Копия знаменитого головинского занавеса из «Маскарада» Мейерхольда украшала сцену – как дань подлинно великим традициям этого театра.
Интересно, что по требованию пожарных в начале ХХ века был убран бенуар, так что теперь почти каждый ряд партера имеет свой собственный выход в фойе. Одной из главных заслуг реставраторов стало восстановление царской ложи: она была закрыта в 1932 году, на склад отнесли зеркала и бра, а в 1964 году, после выхода постановления о кинофикации театральных залов, ложа была превращена в кинобудку. По фотографии 1894 года, увеличив ее стократ, был определен рисунок шелка, нашли даже фабрику в Подмосковье, где шили драпировку, но там не смогли взяться сегодня за такой заказ. В итоге шили в Швейцарии. Театр гордится, что ни одной двери новой, ни одной ручки делать не пришлось: даже кресла царские нашли где-то на чердаках, отреставрировали и вернули в ложу. Правда, 30 августа, в день подписания царицей Елизаветой Петровной знаменитого указа об учреждении в России государственного театра, «царственные» персоны в ложе так и не появились (против прежнего: перед началом церемонии было рассказано, что царь часто бывал в Александринке, смотрел даже и «Ревизора»): от руководства страны Александринский театр, все прочие российские театры, а заодно и самих себя, поздравляли представитель президента Илья Клебанов, губернатор Валентина Матвиенко, глава Федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой и глава департамента правительственной информации Денис Молчанов. К слову, Швыдкой, продолжая мысль Томаса Манна, заметил, что именно в государственном театре народ превращается в нацию. В зале, на тех местах, где прежде сидели министры Двора, сидели Юрий Соломин, Элина Быстрицкая, Кирилл Лавров, Александр Калягин, Михаил Пиотровский и многие другие.
Поздравляя Александринку от имени Большого, такого же в прошлом императорского театра, гендиректор Большого Геннадий Иксанов искренне позавидовал уже пережившим главные муки реконструкции коллегам и сказал: «Вы старше, зато мы дороже!» Зал оценил шутку, хотя аплодисменты и не были единодушными. Руководитель Мариинского Валерий Гергиев поздравлял коллег в жанре телеобращения. Некоторая ирония к этому жанру и одновременно почтение к коллегам сопутствовали всей торжественной церемонии, так что живость традиции сочеталась с теми чувствами и художественными решениями, которые ясно свидетельствовали, что театр жив.
Вообще все было хорошо, понятна была даже и специальная благодарность президенту, произнесенная Валерием Фокиным, благодарность за финансовую помощь, но не только: «Сегодня мы можем вступать с властью в диалог. Это огромное достижение нашего времени, я за это благодарен нашему президенту». Сегодняшней Александринской сцене равных в России нет (об этом говорили все). Живы тени великих предков. Главное – найдутся ли теперь равные этим возможностям люди, которые захотят быть достойными и этой сцены, и этих великих теней.
Санкт-Петербург–Москва