В Зальцбурге подходит к концу фестиваль, который в течение года будоражил воображение культурной интеллигенции мира: как отметит самый знаменитый оперный форум, проходящий на родине Моцарта, юбилей самого гениального композитора цивилизации? Ожидалось, что фестиваль в Зальцбурге станет самым грандиозным празднованием 250-летия композитора. Но ныне быть грандиозным – полдела, необходимо быть еще и оригинальным. Это прекрасно понимал композитор Петер Ружичка, несколько лет назад занявший почетный пост интенданта фестиваля, в руках которого святая святых – художественная концепция мероприятия. Нынешний сезон – последний для Ружички, своеобразный итог его зальцбургского резидентства: через месяц после окончания фестиваля Ружичка сдаст дела. Отметить юбилей Моцарта – что может быть почетнее? Крупная карта выпадает дважды в столетие. Поэтому Ружичка все время своего интендантства планомерно вынашивал планы сезона-2006 и постепенно их осуществлял. «Фишка», придуманная Ружичкой, перевешивает в сторону грандиозности, нежели оригинальности: наряду с многочисленными симфоническими концертами, постановками драматических спектаклей, выставками и прочего проект Моцарт-22 стал венцом Зальцбургского фестиваля-2006: здесь прозвучали все оперные сочинения Моцарта, в том числе и реализация замыслов, до сих пор существовавших лишь в эскизах. С другой стороны, хотя затея и банальна, Ружичка «подарил» миру Моцарта: все оперы, а также специальные передачи и репортажи с фестиваля станут достоянием широкой общественности, так как была осуществлена запись проекта Моцарт-22 и в скором времени серия выйдет на DVD. Правда, художественная ценность постановок вдруг подверглась резкой критике, причем не со стороны журналистов, а со стороны дирижера Николауса Арнонкура. По его мнению, уровень постановок не выше среднего. Музыкальной части дирижер не коснулся – сам принимал активное участие в проекте. В частности, именно Арнонкур стал музыкальным руководителем постановки оперы «Свадьба Фигаро» (эту премьеру в малочисленной компании Ружичка оставил на это лето, остальные «набирались» в предыдущие сезоны). К слову, постановка Клауса Гута соответствует современной моде: на протяжении более чем трех часов музыки декорации не меняются (белый зеркальный интерьер с лестницей), а герои большую часть действия катаются по полу. На другом конце, наоборот, стилизации под времена Моцарта: его ранняя опера «Аполлон и Гиацинт» была поставлена по всем канонам восемнадцатого века – не в оперном доме, а в зале старого университета; с париками и кринолинами, с исторической машинерией. Еще один уважаемый австрийский деятель – директор государственной оперы господин Холендер – подверг проходящий фестиваль публичной критике (не преминул «ущипнуть» конкурента). По его мнению, цены на представления слишком завышены – лично он никогда не отдал бы 600 евро за оперу (интересно, как бы господин директор отреагировал, увидев прайс-листы московского концертного сезона?). Тем не менее на премьеру «Свадьбы Фигаро» Холендер явился и также остался недоволен: дескать, в рекламе обещали, что доминировать будет Сюзанна (что понятно, так как Анна Нетребко в этой роли являлась главной приманкой для публики, которая сомневается, стоит ли опера 600 евро), но ожидания были обмануты – «Фигаро оказался главнее». Но, похоже, Петеру Ружичке до «дружественной» критики коллеги мало дела: все билеты проданы, и интендант покидает свой пост, принеся австрийской казне только в этом году один миллион евро прибыли.
30.08.2006 00:00:00
Сколько стоит опера
Комментарии для элемента не найдены.