Венецианский «Золотой лев» уже ждет нового хозяина.
Фото Reuters
Венецию называют бабушкой фестивального движения, а для пущей уважительности – гранд-дамой его же. Действительно, Венецианский кинофестиваль – старейший в мире, впервые он состоялся в 1932 году по инициативе Бенито Муссолини. В те годы одной из главных наград Мостры (так еще называют Венецианский фестиваль) был «Кубок Муссолини», и тогдашний Венецианский киносмотр можно было упрекнуть не только в политиканстве, но в политическом лизоблюдстве – при Муссолини главные призы на острове Лидо раздавались в основном исходя из художественных пристрастий Гитлера. Так, например, известно, что ему нравился фильм «Родина» президента немецкой Имперской кинопалаты Карла Фрелиха. И что бы вы думали – «Родина» тут же стала обладателем «Кубка Муссолини». Это было в 38-м. А в самом начале, в 1932-м, никаких кубков и «золотых львов» не было. Обо всем об этом венецианцы предпочитают помалкивать, словно стыдясь, что столь благое дело было сотворено руками по локоть в крови. Но – диктаторы уходят, искусство остается. Так уж повелось десятилетиями, что главными конкурентами на широком фестивальном поле считаются Канны и Венеция. Оба – эстеты, оба – старожилы, оба топчутся на вершине фестивального Олимпа, каждый год норовя спихнуть оттуда конкурента. Но у каждого своя стезя. В свое время Каннский фестиваль был задуман в пику Венецианскому как явно левацкий. Одной из главных каннских наград долгое время был «Приз мира». Куда уж левее? Впрочем, леваки с Лазурного берега давно поутихли, добавили лоску, забыли про свое левое прошлое, и Каннский фестиваль стал самым тусовочным в мире. Венеция, хоть и не страдает от недостатка внимания со стороны звезд и их продюсеров, однако продюсеры все же по большей части предпочитают Канны – возможности кинорынка здесь практически неограниченны. И если в Каннах любят кураж, блестки и тусовку, то в Венеции по-прежнему в цене кино. Маленький пятачок острова Лидо – рай для истинных киноманов. Здесь вообще больше нечем заниматься, как смотреть кино. Здесь не сверкают витрины дорогущих магазинов рядом с фестивальными зданиями, не манят изысканными ароматами рестораны – все это далековато от фестивального центра. Здесь смотрят кино. Сегодня – первый фестивальный фильм, внеконкурсный, – «Черная орхидея» Брайана де Палма.