0
1872
Газета Культура Интернет-версия

29.08.2006 00:00:00

Смутьян холста

Тэги: филонов, русский музей


филонов, русский музей «Пир королей» Филонова – жуткая трапеза то ли зверей, то ли людей.
Фото предоставлено пресс-службой Русского музея

Название для выставки взято из стихотворного некролога, написанного поэтом-футуристом Алексеем Крученых в 1941 году, после смерти Филонова в осажденном Ленинграде: «Великий художник, Очевидец незримого, Смутьян холста Павел Филонов». В этих четырех строчках – краткий конспект всего, что стоило бы рассказать о его творчестве. Один из «китов» русского авангарда, исключенный в свое время из Академии искусств, и пропагандист «аналитической живописи», он создал свой особый и неподражаемый стиль, с помощью которого размышлял о «вечных темах бытия».

Экспозицию, развернутую в нескольких залах анфилады корпуса Бенуа, можно считать безусловной удачей кураторов. Она поражает с первого взгляда и восхищает кураторской смелостью и тем, насколько благодаря ей усилено воздействие на зрителя и без того впечатляющих работ. От основной экспозиции выставку отделяет глухой черный занавес, за которым разворачивается пространство, предугадать которое совершенно невозможно. Черные стены, кромешная тьма, из которой пятнами направленного света выхвачены холсты. На них – исторические перипетии, духовные и эстетические искания, трансформировавшиеся в сознании художника в зловещий и страшный мир. Пропорции фигур нарушены, лица искажены, а в колорите доминирует красный (так и хочется сказать «кроваво-красный») цвет, впечатление от которого усиливается чернотой стен и пространства. «Россия после 1905 года» с всадником на красном коне, окруженном жутким хаосом фигур и лиц; «Пир королей» – чудовищная трапеза то ли зверей, то ли людей; «Мужчина и женщина» – искаженные, изуродованные тела и лица, словно омытые потеками красной краски, – все это напоминает мистические, адские фантазии Босха.

Впечатление от живописи дополнено звуковым рядом – назвать эту завывающую какофонию музыкой довольно сложно, однако в общую атмосферу она вписывается прекрасно. Гадать об авторстве приходится недолго. В одном из залов представлен уникальный электрический инструмент – так называемый синтезатор АНС (сокращенное от Александр Николаевич Скрябин). Его придумал в 1938 году советский инженер-электронщик Евгений Мурзин и назвал в честь своего любимого композитора. Действующий макет удалось построить лишь 20 лет спустя. На этом инструменте графическое изображение пропускается через специальный механизм, напоминающий по принципу действия современный сканер, превращаясь в свой звуковой аналог. Так что звучит на выставке тот же Филонов – пропущенные через АНС «Голгофа», «Прощание», «Кабачок» и другие работы.

Неудивительно, что самая крупная персональная выставка художника открылась именно в Русском музее – в его коллекции Филонов представлен превосходно. В декабре выставку обещают показать москвичам, развернув экспозицию в Пушкинском музее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1994
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1270
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
940
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1240

Другие новости