За мощными стенами впечатляюще полуразрушенной монастырской церкви начала XV века, под новой, специально смонтированной крышей века XXI в приморском районе Таллина Пирита во второй раз прошел Биргитта Фестиваль. Заключительный концерт с рок-группой Ultima Thule, Тынисом Мяги и Таллинским камерным оркестром во главе был особым жанровым исключением из правил. Хотя движение в сторону нон-академизма как фестивальная тенденция – в том числе активное привлечение хореографии – прослеживалось и в других представлениях.
Абсолютной сенсацией стала фестивальная премьера танго-оперы или опериты Астора Пьяццоллы «Мария из Буэнос-Айреса», где среди составляющих «синтеза искусств» были задействованы даже куклы из Эстонского театра кукол. Главная героиня опериты – Мария – после плотских заблуждений, мытарств и телесной смерти становится родительницей спасителя, точнее спасительницы для падшего города. Вторую же главную партию – Эль Дуэнде – исполнял Даниэль Бонилья-Торрес, который на премьере оперы в 1968 году играл с итальянской суперзвездой Мильвой, являвшейся в то время возлюбленной самого Пьяццоллы.
И все же основу программы дней Биргитта Фестиваля составляла музыка академической традиции – оперная и ораториальная. Многие названия были выбраны по принципу тематических соответствий. В год 250-летия Моцарта в афише значились две его оперы («Милосердие Тита» и «Аполлон и Гиацинт»), в год 100-летия Шостаковича – «Леди Макбет Мценского уезда». Все три оперы привез на фестиваль московский гость – «Геликон-опера» во главе с Дмитрием Бертманом. И все три оперы, исполненные москвичами с необычайным вдохновением, фестивальная публика встречала с восторгом. Другие соответствия находились в сфере ментально-жанровой. В таллинской церкви Нигулисте хор московской «Геликон-оперы» под управлением Дениса Кирпанева исполнил Всенощное бдение и духовную музыку Рахманинова, а в стенах монастырской церкви Биргитты – Реквием Верди и знаменитую ораторию Карла Орфа Carmina burana. К слову, это сочинение Орфа и вовсе было написано на стихи, взятые композитором из рукописного сборника, датированного XIII веком и найденного в 1803 году в монастыре бенедиктинцев в Южной Германии. Биргитта Фестиваль помимо необходимых хора «Новой оперы», Эстонского государственного симфонического оркестра и трех солистов пригласил еще и коллектив Театра танца Fine 5. Его танцоры – бывшие балетные солисты театра Эстонской Национальной оперы – в своем модерн-танце, сочетавшем примитивизм, акробатику, пантомиму и собственно модерн, разыграли захватывающий дух мистериальный сюжет о вечном круговороте жизни. Особенно мощно резонировал среди толстых стен монастырской церкви первый хор оратории O Fortuna, грозящий и сами эти стены привести в апокалиптическое движение. Но основной импульс исходил от оркестра под управлением Эри Класа, который, к слову, совмещает должности художественного руководителя фестиваля, художественного руководителя Таллинской филармонии и┘ главного дирижера московской «Новой оперы». Впечатление усиливал высокотехнологичный свет, которого организаторы не пожалели для фестивальных действ. Техническому оснащению огромной церкви, удобным амфитеатром превращенной в зал на тысячу двести мест (каждый раз заполнявшийся до отказа), мог позавидовать любой концертный или оперный зал.
Таллин