0
777
Газета Культура Интернет-версия

28.08.2006 00:00:00

Танец с генералом

Майя Крылова

Об авторе: Майя Исааковна Крылова - обозреватель "НГ".

Тэги: балет, летний сезон


Правду говорят, что критику неплохо выйти за рамки профессии и подковаться в разных областях знания. Обозреватель «НГ», уважая это правило, вник в термин «ухудшающий отбор» (adverse selection), принадлежащий американскому экономисту, нобелевскому лауреату Джорджу Акерлофу. Ухудшающий отбор – это гримаса рыночной экономики, а именно погребение хороших продуктов, отвечающих потребительским ожиданиям, в массе суррогатов. А все потому, что на рынке существует так называемая «асимметрия информации». То есть продавец знает о качестве товара больше, чем покупатель, и ни за что не признается, что продаваемый продукт не так хорош, как его рекламируют, а обещанный результат не соответствует реальному. Примеров тому – масса. Взять хотя бы рекламу шампуней по телевизору, с восторгами по поводу моющего средства, которое облагораживает волосы «по всей длине». А на самом деле по всей длине облагородить невозможно и не нужно, потому что волосы живые только у корней, где и нужно их лелеять.

На рынке культуры наблюдается в точности та же картина. Применительно к балету это означает: в рекламе продукта используются статусные ожидания публики, а не качество конкретного спектакля. Актуальный пример – некоторые спектакли Летнего фестиваля балета в Новой опере и так называемые «Летние балетные сезоны», которые до конца августа проходят на сцене Молодежного театра. Громкими словами названы простые вещи: несколько танцевальных компаний совместно арендуют сцену, нанимают музыкантов и адаптируют спектакли наследия к возможностям малого числа исполнителей низкого уровня. А потом гоняют сшитый белыми нитками классический репертуар в летний туристский «прайм-тайм».

Время и место второго проекта выбрано как нельзя удобнее: центр столицы, площадь рядом с Большим театром, на которую обязательно зайдет и российский гость города, и иностранный турист. Зайдет и радостно купит билет на «рашн балле», не ведая, что увидит нечто вроде свадебного генерала: вроде и мундир есть, и манеры, а все равно липа.

Чего хотели добиться на Театральной площади Русский национальный балетный театр и труппа Смирнова-Голованова – малоизвестные на родине коллективы? И зачем Детский музыкальный театр Сац временно переехал в сад «Эрмитаж», прокатывая свое «Лебединое озеро»? Понять эти коллективы можно – балет приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Но при таком подходе качество танца остается за кадром. И не надо кричать журналисту «Ты это докажи!». Доказать несложно. Вот пара примеров. Великие хореографы строили рисунок кордебалета на определенном количестве танцовщиков. У трупп – участников фестиваля для воспроизведения такого рисунка нет нужного числа исполнителей. Чтобы станцевать Одетту-Одиллию по мировым стандартам, прима-балерине надо иметь соответствующие линии, технику и харизму. А если получается, что Лебедь коряв, слабо стоит на пальцах, плохо прыгает и не может правильно свертеть фуэте?

Сошлюсь на мнение худрука балета питерского Малого оперного театра Николая Боярчикова. На прошлогоднем всероссийском совещании балетмейстеров он предлагал ввести государственное лицензирование трупп, чей профессиональный уровень и количество исполнителей дает право исполнять классику. А остальным законодательно запретить это делать.

Конечно, въедливые люди могут возразить, что в утопической реплике худрука есть момент личной заинтересованности, – и будут правы. Идея лицензирования заманчива для музыкальных театров, гастролирующих за рубежом: сколько конкурентов устранилось бы┘ Но правда и то, что уровень российского и мирового балетного рынка портят расплодившиеся, как грибы после дождя, маленькие труппы, кочующие под маркой «русский балет». Они коммерчески используют традиционный интерес к русской балетной классике. И когда величественную, многонаселенную «Спящую красавицу» где-нибудь, в Москве ли или в баварской деревне, успешно продают за рубли и евро, уродуя шедевр до неузнаваемости, – прославленный брэнд русского балета терпит ущерб.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1626
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1371
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1746
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
918

Другие новости