«Троил и Крессида» – самая запутанная пьеса Шекспира. Сцена из спектакля.
Фото предоставлено пресс-службой Эдинбургского фестиваля
Одна из актрис, работавших с Питером Штайном, назвала его метод «строительством собора, при котором в любой момент может случиться взрыв». Идея не нова – так говорил о своем искусстве Бетховен. Первое представление трагикомедии Шекспира «Троил и Крессида» в эдинбургском Королевском театре было остановлено посередине – сломалась машина, превращающая бронзовую, отполированную до блеска стену в наклонное поле боя. Зрителей попросили прийти на следующий день – так они увидели первый акт дважды. «Троил и Крессида» стала последней работой великого немца для Эдинбургского международного фестиваля – он уходит вместе с директором фестиваля, сэром Брайаном МакМастером, с которым проработал 15 лет, – и первой пьесой Шекспира, поставленной Штайном на языке оригинала и с актерами Королевского Шекспировского театра.
«Троил и Крессида» – самая запутанная, самая циничная и не самая популярная из шекспировских пьес: люди редко любят видеть окружающую действительность вокруг себя. Это горькая, холодная сатира о страсти и предательстве, действие которой разворачивается на фоне осады греками Трои, где тысячи людей гибнут во имя прихоти греческой царицы Елены, сбежавшей от мужа к троянскому принцу Парису. Любовная история младшего брата Париса Троила и вероломной Крессиды доказывает то, что человеческая страсть не стоит стольких жертв. На поле боя, где герои легенд и мифов красуются и позируют, преисполненные собственной значимостью, мужественность Гектора оказывается абсолютно неуместной, как и презрительное высокомерие самовлюбленного гомосексуалиста Ахилла. По Шекспиру, ничто не разъедает человечество так, как желание сражаться за ложные истины.
При всем своем юморе «Троил и Крессида» – довольно мрачная пьеса, с подтекстами и игрой слов, развенчивающая мифологию и полная тонких отсылок к сегодняшнему дню. Но Штайн не подчеркивает эту современность, история нескладного мальчика Троила (Генри Петигрю) и его легкомысленной Крессиды (Аннабель Шолли) для него прежде всего – любовная. Действие ведут, полностью захватывая зрителя, два других персонажа – сводник Пандар, дядя Крессиды, которого Пол Джессон играет одновременно комичным, трогательным и жутковатым, и худосочный шут Терсит в исполнении Яна Хьюза, раскрывающий грязную сущность человечества. Аннабель Шолли играет дерзкую и раздражительную, вызывающе чувственную Крессиду – в спектакле вообще много секса, апофеоз – сцена с Еленой, Парисом и Пандаром на огромной викторианской красной кровати. Штайн смешивает стили: сошедшие с греческих амфор воины, величественный Агамемнон (Ян Хогг) в кожаном пальто до пят, Менелай (Джон Кейн), опустившийся бродяга в лохмотьях. Авторство Штайна выдают детали: дряхлый Менелай (Джон Франклин-Роббинс) храпит во время речи великого Агамемнона, он же еле-еле идет на бой с троянцами и тут же с поля боя исчезает.
Штайн, мастер детали, представил батальное полотно, масштабность которого вступает порой в конфликт с остротой шекспировской сатиры. По Штайну, судьбы Троила и Крессиды переплетаются, чтобы стать жертвой войны, помешать которой они не в силах. Во втором действии троянская стена надвигается на нас и в ней открывается окно, где Андромаха и Кассандра упрашивают Гектора не идти в бой, предчувствуя скорую гибель. Затем стена опускается и становится полем битвы, в которой Гектор убивает Патрокла, а его самого убивают наемники беспринципного Ахилла, мстящего за смерть любовника. Сцена убийства Гектора – вершина спектакля. Бесчестие в сражении, разочарование в любви – шут Терзит, обезображенная душа пьесы, становится ее резонером. Троил страдает от любви, но остается равнодушен, узнав о том, что отец Крессиды, жрец Калхас, отдает ее грекам в обмен на троянского воина Антинора.
Обращаясь к прямому прочтению, Штайн не раскрывает загадку жанра – комедию, трагедию или историческую хронику писал Шекспир?
Эдинбург