История фестиваля в Люцерне насчитывает уже почти семьдесят лет. За это время к традиционному летнему фестивалю добавились пасхальный и фортепианный форумы, причем последний за десять лет существования добился статуса одного из самых престижных в мире: получить приглашение в Люцерн для пианиста есть знак наивысшего признания. К слову сказать, большую часть героев искусства фортепианной игры составляют представители русской школы: в недавнем прошлом здесь блистали Михаил Плетнев, Аркадий Володось, Григорий Соколов, в этом году в Люцерне ждут Евгения Кисина и Андрея Гаврилова. Чего, к сожалению, не скажешь о большом летнем фестивале: в настоящий момент единственный из наших соотечественников, удостоенный чести выступить на берегах Озера Четырех кантонов, – лишь вездесущий Валерий Гергиев, и то в одном-единственном концерте. Маэстро будет дирижировать оркестром Венской филармонии; нетрудно догадаться, что в программе окажется сочинение Шостаковича – пропаганда музыки одного композитора стала идеей фикс Гергиева в этом сезоне. Вспомним прошедший Пасхальный фестиваль в Москве, выступление Мариинского театра в Лондоне, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге. Кстати, это единственный в России фестиваль, приближенный к стандартам грандиозных европейских летних музыкальных (да и театральных) пиршеств. Но и «Звездам┘» до, скажем, фестиваля в Шлезвиг-Гольдштейне далеко, а до Люцернского тем более – ни по количеству звезд на квадратный метр, ни по полноте и разнообразию программы. Наверное, главное отличие заключается в том, что в городе на Неве весь фестиваль вертится вокруг оси в лице Гергиева и оркестра Мариинского театра, в Люцерне при наличии собственного оркестра под руководством одного из ведущих дирижеров мира (оркестром фестиваля в Люцерне дирижирует Клаудио Аббадо) нет «главных и побочных». Наоборот, специально подчеркивается, что здесь несколько orchestras-in-residence, которые помимо собственно концертов устраивают публичные репетиции, организуют встречи с дирижерами и музыкантами. В этом году к числу оркестров в резиденции относятся Филадельфийский оркестр и Кристоф Эшенбах, Кливлендский оркестр и Франц Вельзер-Мёст, оркестр Венской филармонии и Николаус Арнонкур, Валерий Гергиев и Хайнц Карл Грубер и, наконец, симфонический оркестр Сан-Франциско и Михаэль Тилсон Томас.
Точно так же как, например, Московский пасхальный фестиваль, форум в Люцерне – тематический. Но темы эти по-европейски толерантны, что позволяет составлять насыщенные программы и взглянуть на распространенный оперно-симфонический репертуар с конкретного ракурса. Сравним, например, прямолинейные «60 лет Победы» или «Дмитрий Шостакович» (Пасхальный фестиваль-2005 и -2006) с нынешней темой Люцерна «Языки». Здесь имеется в виду как прямая связь музыки и слова, так и распространенное мнение о том, что при помощи музыки можно высказать невыразимое.
Своего рода девизом программы фестиваля стали слова Бетховена: «Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия». Центральными сочинениями в программе «языкового» цикла станут масштабная Восьмая симфония Малера (или симфония тысячи музыкантов), чуть менее монументальный цикл Шенберга «Песни Гурре», его же опера «Ожидание» и позднее сочинение «Уцелевший из Варшавы», «Берлинский реквием» Курта Вайля, Третья симфония Бернстайна, а также большой песенный цикл, куда наравне с моцартовскими ариями вошли лучшие образцы эпохи романтизма и современности. Отдельное место на фестивале, конечно, отведено опере: особо примечательны полуконцертное исполнение «Фальстафа» Верди, а также постановка одноактных опер Моцарта («Директор театра») и Сальери («Сначала музыка – потом слова»).