Фильм дебютанта Асафа Аграната «Поездка на автобусе и цветы в ее волосах» получил приз за зрелую режиссуру.
Кадр из фильма. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля КРОК
После десяти дней плавания жюри анимационного фестиваля КРОК подвело итоги. Из 120 фильмов было выбрано 6 призеров и еще около десятка дипломантов, которые составили финальный показ на церемонии закрытия в Нижнем Новгороде.
Несмотря на то что фестиваль в этом году был посвящен дебютам, конкурсная программа оказалась необыкновенно интересна. Так что жюри имело прекрасную возможность выбирать призеров не только по качеству, но и по вкусу. И, видимо, вкус в решении судей сыграл не последнюю роль, поскольку список победителей был решен в одной тональности.
Оно и понятно. Из пяти членов жюри по крайней мере трое – Режина Пессоа, Жак Друэн и Евгений Сивоконь – последовательно сеют в своих собственных работах умное, доброе и вечное. К той же гуманистической позиции, похоже, решил присоединиться Константин Бронзит, который закончил недавно фильм о любви. Наконец, Тициане Лоски недоброго и невечного, видимо, хватает на ультрапередовом фестивале в Аннеси, где она директорствует.
Так что победители все как на подбор. Гран-при, положим, получился бесспорный: стильный черно-белый фильм «Овертайм» (реж. Ури Атлан, Тибо Берлан и Демьен Фэрие) уже получил в Европе статус анимационного шедевра. Фильм рассказывает об осиротевших тряпичных куклах, которые пытаются после смерти своего создателя жить прежней жизнью. Под грустную музыку они кормят своего кукольника обедом и смотрят с ним кино. Вслед за фильмом о смерти идет кино о первой любви – «Поездка на автобусе и цветы в ее волосах» Асафа Аграната, получившее специальный приз за «за зрелую режиссуру в молодом кино». Скучная поездка на автобусе завершается для героя удивительным видением прекрасной девушки, от волос которой разлетаются цветы.
Лучшим «первым профессиональным фильмом» стала «Башня бохер» Теодора Ушева, показывающая под «Время, вперед!» Георгия Свиридова взлет и падение вавилонской башни – в абстрактных фигурах конструктивизма. А «студенческий» и «дипломный» призы достались абсолютно «гринписовским» фильмам. «Сцена из жизни антилоп» Эдиты Кравсовой детским голосом под детский же рисунок рассказывает грустную историю об убийстве одной антилопы, а «Птичьи звонки» Малколма Сазерленда в очень неожиданной форме протестуют против загрязнения окружающей среды.
Еще один специальный приз – «за лучшую программу киношколы» – получила российская школа-студия «Шар», представившая на суд КРОКа несколько фильмов. Славные и добрые «шаровские» картины были отмечены и по отдельности – дипломами. В числе дипломантов оказалась также милая зарисовка о мечтательном ребенке – «Воробьи – дети голубей» Нины Бисяриной, получившей диплом «за чувственность и нежность». И, конечно, замечательная «Сказка Сары» – мультфильм Светланы Филипповой о девочке, потерявшей в заснеженном городе варежку.
Одним словом, сплошь душевное кино. Однако в результате такого отбора не у дел оказалось немало выразительных фильмов: страшных или жестоких, депрессивных или, напротив, абсурдно-смешных. Таких как острый бельгийский фильм «Настоящие друзья», утверждающий, что избыточная благостность иногда производит совершенно неожиданный эффект. И качество фильмов-призеров сомнений не вызывает, Закрывающей КРОК кинопрограмме, возможно, немного не хватало разнообразия, которое несомненно присутствовало в конкурсных показах.