За день до официального оглашения итогов, после завершения конкурсных показов прошло открытое заседание жюри. Три жюри собрались обсудить традиционные конкурсы Выборгского киносмотра – игровое, документальное и анимационное кино и, не называя победителей, поделиться «секретами кухни» – отделить «агнцев» от «козлищ» и на конкретных примерах рассказать о тенденциях российского кино вверенного им формата. Однако индивидуальные предпочтения обозначались фразой «мне очень понравилась одна картина, какая – не скажу, но режиссер – потрясающий!», а в разговоре преобладали общие формулировки. Подобной обтекаемости следовало ожидать. Пространство российского кино, включая тех, кто его делает, и тех, кто о нем пишет, – представляет собой не индустрию и не поиск-обсуждение продуктивных художественных идей, а является «обществом взаимного восхищения» (термин Бурдье), обслуживает интересы представителей «своего круга», а потому открытая аргументированная неприязнь к творчеству своего «соседа» воспринимается едва ли ни как деяние, уголовно наказуемое законом.
Аниматоры во главе с Гарри Бардиным остались довольны уровнем конкурса, а также поговорили о сложной прокатной судьбе российских мультфильмов и обозначили два направления отечественной мультипликации – увеличение числа полнометражных анима-проектов и появление крупных сборников, объединяющих под крышей одной тематики и одного названия произведения разных режиссеров. В отличие от аниматоров «неигровики» признали программу документального кино слабой, однако фамилий тоже не назвали.
Жюри конкурса игрового кино тоже предпочло обтекаемые формулировки. Елена Яцура, получившая на открытии фестиваля очередной приз как «лучший продюсер» за фильм «9 рота», поделилась соображением, что наши фильмы хаотичны по форме и содержанию и у них «нет внутренних законов, по которым можно было бы их судить». Критик, писатель и телеведущий Дмитрий Быков заявил, что просмотренные фильмы были «мимо» него, что, однако, не мешало Быкову после премьеры устремляться с рукопожатиями к авторам «неприемлемого мейнстрима» и «неприемлемого арт-хауса».
Тем не менее надо отдать должное жюри и его председателю Александру Прошкину: в сложившихся обстоятельствах они проявили максимум объективности и прогрессивного критического интереса к показанному кино. Победителями оказались три наиболее интересных и многообещающих, хотя и несовершенных дебюта. «Серебряной ладьей» Выборгского фестиваля наградили фильмы «Кружение в пределах кольцевой» Рамиля Салахутдинова и «Питер FM» Светланы Бычковой. «Золотая ладья» ушла к Николаю Хомерики за фильм «977», участвовавший в этом году в конкурсе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. В лице Хомерики судьи отметили попытку создания экспериментального фильма, создатели которого ищут математическую закономерность между физиологией, духовной сферой и чувствами человека. «Питер FM» «ответил» за зрительское «доброе кино». Вместе с картиной «Свободное плаванье» Бориса Хлебникова, премированной на XVII «Кинотавре» и включенной в зрительскую программу «Выборгский счет», фильмы Салахутдинова и Хомерики представляют собой редкое явление в нашем кино – остроту взгляда и независимость от конъюнктуры российского киноконтекста.
Выборг–Москва