Новый сезон театра «Геликон-опера» обещает самые неординарные проекты: от традиционных «мальчишников» и «девичников» до оперных «глыб», возможность постановки которых в скромных условиях театра трудно себе представить. Впрочем, всегда позитивно настроенный художественный руководитель театра Дмитрий Бертман, успев похвастаться новым оранжевым мобильным телефоном (спелый апельсин – корпоративный цвет «Геликон-оперы»), бодро объявил, что в новом сезоне афишу украсит опера Мусоргского «Борис Годунов» в редакции Шостаковича. В отличие от существующих ныне в России и за рубежом «Борисов┘» с соборами и глобусами, где смысл тонет в помпезной манере исполнителей и монументальных декорациях, Дмитрий Бертман под впечатлением от успеха «Диалогов кармелиток» планирует поставить «спектакль личностей на сцене, спектакль личной истории Бориса и, как следствие, истории нашей ментальности». Стоит добавить, что геликоновцами впервые в мире будет осуществлена запись «Бориса Годунова» в редакции Шостаковича. Оказывается, записи этого варианта оперы не существует за единственным исключением (Клаудио Аббадо дирижирует фрагментом оперы). Сцену коронации Бориса можно будет услышать уже в начале сентября: геликоновцы исполнят ее у храма Христа Спасителя на праздновании Дня города.
Похоже, слоган «размножаемся!» (спектакли идут на трех сценах) обретает еще один смысл: в этом сезоне в театре начнет работать Первая студия «Геликон-оперы». Бертман, вероятно, так прикипел к своим студентам факультета музыкального театра РАТИ, что не захотел с ними расставаться, и – пожалуйста – начинает работу группа стажеров, куда как раз вошли выпускники этого года. Уже осенью молодежь представит два спектакля: охотничью оперу Шарпантье «Актеон» и спектакль «Большая молния» по мотивам сочинений Шостаковича. Впрочем, последним не ограничится посвящение Дмитрию Шостаковичу, к его юбилею концертмейстер Михаил Егиазарьян разработал проект «Шостакович-Гала», который пройдет при участии звезд «Геликон-оперы». А знаменитая «Леди Макбет Мценского уезда», уже несколько лет существующая в репертуаре «Геликон-оперы», в этом сезоне необычайно востребована как на Западе, так и на Востоке: в конце сентября опера отправится в Китай, в декабре в Израиль, затем в Париж и в конце концов в Бейрут, на фестиваль «Эль-Бустан». Объявляя о грядущих планах, Бертман обмолвился о возможности совместных проектов с Московской филармонией и Мариинским театром, пообещал «устроить стриптиз» (в концертном исполнении «Набукко» Верди), да так разошелся, что забыл сообщить о двух весенних премьерах – «Севильском цирюльнике» Россини и «Свадьбе Фигаро» Моцарта.
К слову, летний отпуск «Геликона» отчасти компенсировал, как бы предваряя сбор труппы, телеканал «Культура», показавший накануне открытия нового сезона телеверсию недавней премьеры театра оперы Пуленка «Диалоги кармелиток». Спектакль Дмитрия Бертмана, премьеру которого на сцене театра впервые сыграли два года назад, стал театральным событием, кажется, не было критика, который бы не высказал тогда слов восхищения и пением Наталии Загоринской, выступившей в партии Бланш, и работой режиссера, и работой художников Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой┘
Опера, конечно, искусство весьма условное, но в данном случае режиссеры телеверсии – Надежда Феодориди и Ирина Доценко пошли на немалый риск, когда, с одной стороны, то и дело «оглядываются» на дирижера Владимира Понькина, выбирая из оркестра солистов, а затем «переключаясь» на сцену и давая некоторые моменты не крупным, а сверхкрупным планом. Не всякий драматический актер выдержит такое испытание, имея в виду, что он в этот момент «работает» не на камеру, а «на публику». Не все и выдерживают, но главные герои все-таки оказываются на высоте, их мимика выразительна, но ни разу «не пережимает» ни Наталия Загоринская в партии Бланш, ни Лариса Костюк (Настоятельница), ни Алиса Гицба (Новая настоятельница), ни отец Бланш (Сергей Яковлев).