На скромной карте российских оперных опен-эйров добавились еще две точки: дворец «Коттедж» в парке Александрия и Ольгин павильон на Ольгином острове в Петергофе. На земле недавно восстановленной роскоши и благодати солисты Театра консерватории, большой симфонический оркестр Театра под управлением Максима Алексеева и ансамбль старинной музыки во главе с Дмитрием Зубовым исполнили оперу Чайковского «Иоланта» и комическую оперу «Служанка-госпожа» Перголези. Режиссером обоих спектаклей выступила Юлия Прохорова.
Опыт постановок, точнее натурных адаптаций (поскольку условия изначально регламентированы уже готовыми «декорациями») «Иоланты», разыгранной на задней веранде «Коттеджа», и «Служанки-госпожи», представленной на двух балконах и лестнице Ольгина павильона, доказал, что в архитектурную концепцию загородной летней резиденции русских императоров в Петергофе была заложена музыкальная идея. При полном отсутствии микрофонов звук легко долетал до слушателей, сохраняя естество своей природной силы.
Постановки-адаптации «Иоланты» и «Служанки-госпожи» стали образцами жанра: никакого насилия над природой, только полное ей подчинение во имя гармонии частей и целого. Случай с «Иолантой» и вовсе можно считать подлинным чудом – без какого-либо ложного пафоса, скидок на девальвацию и опошления слова «чудо». В парке «Александрия» мистическим образом сошлись пространство сюжета и пространство реального ландшафта. Исключая горы, и там, и здесь – усеянный цветами райский уголок, пьянящие до забвения ароматы. Именно цветы являются важным смысловым элементом оперы Чайковского, называемой нередко литургической или мистериальной. Исполнительница заглавной партии Мария Литке под воздействием такого ландшафта явила одну из самых ярких интерпретаций в истории образа. Перенос «Иоланты» под открытое небо дал редчайшую возможность прозвучать тем мотивам оперы, которые невозможно услышать и увидеть в замкнутом пространстве зала. В случае же со «Служанкой-госпожой» на Ольгином острове звучащую плоть обрела воплощенная Италия, «аниматорами» которой стали павильон в виде ренессансной виллы архитектора-стилизатора Генриха Штакеншнейдера, музыка Перголези, солнце, устроившее под вечер настоящую игру света и тени, и огромный фруктовый торт, доставшиеся всем без исключения зрителям.
Санкт-Петербург